Точка перегиба - Wealth Navigator

Точка перегиба

Проблема глобального долга не так страшна, как кажется. Ее долгосрочным решением в крупных странах, скорее всего, станет ускорение инфляции до чуть более высоких, но не критических значений, считает Антон Табах.

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

За последние пять лет в долговом профиле большинства стран произошли тектонические сдвиги. На первый взгляд кажется, что проблема долга выглядит устрашающей. Действительно, можно ли было представить, что в США он достигнет отметки 130% ВВП – уровня, в последний раз наблюдавшегося в 1945 году? Ситуация в других странах не намного лучше. Такие параметры долга в мире были только после очень больших вой­н. Но, если все так печально, почему сегодня мы не видим ничего подобного глобальному долговому кризису 2008–2009 годов?

Сами по себе номинальная величина долга и его отношение к ВВП – существенный, но не единственный параметр, который следует принимать во внимание при оценке долговой ситуации. Более важны структура долга и график обслуживания. Так, например, совокупный долг Греции сегодня превышает 160% ВВП, но не является для страны острой проблемой. После дефолта 2015 года кредитные обязательства греческого правительства реструктурированы на сверхльготных условиях, а первые выплаты начнутся только в 2030‑х. Поэтому текущие расходы Греции на обслуживание госдолга сегодня ниже, чем у Германии и Франции.

Другая картина в Великобритании. Примерно половина британского госдолга размещена под плавающую ставку, что объясняет остроту долгового мини-кризиса в 2022‑м на фоне рекордно высоких (за предшествовавшие 16 лет) ставок Банка Англии, похоронившего правительство Лиз Трасс. Начало снижения ставок летом этого года Банком Англии даст более выраженный положительный эффект на британские финансы, чем в тех же США, где на кредиты с плавающими ставками или привязкой к инфляции приходится только 15% госдолга. В свою очередь, рост объема госдолга и платежей по нему также не является для Штатов острой проблемой, если учесть его среднюю длину обязательств – около восьми лет.

На практике все это означает, что долговая нагрузка крупнейших стран неуклонно растет, но это медленный, растянутый во времени процесс. При этом острые ситуации власти научились эффективно купировать через выкуп облигаций цент­ральными банками. Так что будущий долговой кризис вряд ли произойдет завтра. И точно он не станет кризисом образца 2008–2009 годов. Тем не менее инвесторам стоит учесть специфику разных стран.

  • США и Европа. Вне зависимости от исхода президентских выборов в ближайшие годы текущая финансовая политика администрации США не претерпит существенных изменений: в предвыборной риторике ни один из кандидатов не делал акцента на теме сокращения долга и бюджетного дефицита. Напротив, оба выступали за дальнейшее увеличение расходов бюджета и снижение налогов, хотя и для разных заинтересованных групп в экономике. Это означает, что госдолг США и стоимость его обслуживания продолжат расти. Его сокращение к ВВП возможно в случае бурного экономического роста, который пока не просматривается. Именно поэтому самым вероятным выглядит сценарий умеренного, не катастрофического разгона инфляции – на уровне 4% вместо привычных 2% в течение 20 лет. Умеренный инфляционный сценарий также наиболее вероятен и для Европы.
  • Китай. Вероятно, это страна с самой сложной долговой проблемой в мире. С одной стороны, с долгами центрального правительства там все в порядке. С другой – остается серьезная проблема долга местных банков, большинство из которых – с госучастием, а также задолженности региональных правительств. Несмотря на огромные усилия и объявленные многомиллиардные стимулы для экономики, китайским властям пока не удается ускорить рост ВВП. Снижение процентных ставок маловероятно: они уже на минимальных значениях. Все это на фоне ухудшающейся демографии.
  • Россия. Россия – редкое светлое пятно на мрачноватом мировом долговом фоне. У нас нет проблемы государственного долга, его уровень – около 15% ВВП. Запланированное повышение расходной части бюджета и заимствований, расходов на их обслуживание на фоне рекордных процентных ставок ЦБ объективно не создает сколь-­нибудь серьезной угрозы госфинансам. Неминуемый же на ближайшем горизонте разворот в денежно-­кредитной политике ЦБ существенно упростит правительству задачу обслуживания обязательств (около 40% российского госдолга сегодня приходится на флоатеры и линкеры) после 2026 года.

Для инвесторов в длинные ОФЗ начало снижения ставок, особенно если его скорость окажется быстрой, будет означать повторение ситуации 2018–2019 годов, но «на стероидах». То есть перспективу отличного заработка. Самое важное – выбрать правильный момент входа на долговой рынок, особенно в длинные ОФЗ. Только за последний год пресловутую точку перегиба ДКП в России видели по меньшей мере трижды. И каждый раз ожидания не оправдывались и вели к убыткам инвесторов.