Тематика ESG в России за последние несколько лет не только не девальвировалась, но, напротив, развивается. Это видно в том числе на примере успешных проектов возрождения находящихся в упадке архитектурных объектов и депрессивных территорий. Наталья Воронкова убеждена: такие начинания могут стать качественной инвестиционной идеей, а в масштабах всей страны – драйвером развития регионов.
Было бы лукавством утверждать, что отношение к ESG-повестке в России за последние годы не изменилось. Если прежде соблюдение требований экологической, социальной и управленческой ответственности было одним из условий доступа компаний к внешнему финансированию, то сейчас российский бизнес практически отрезан от зарубежных рынков капитала.
Примета последнего времени в том, что в России, как показывают исследования, акцент все больше смещается в сторону «социальной» буквы аббревиатуры ESG. Очевидно, что это последствия пандемии коронавируса. Мы видим, как растет запрос общества на качественное образование, инфраструктуру и инновации. Вот и мы развиваем проект «Ru.Локация» как платформу для разговора об успешных бизнес-стратегиях, переосмысления исторического наследия, новых идей для реализации социально значимых творческих проектов, меняющих к лучшему жизнь людей и облик территорий. Из 17 Целей в области устойчивого развития ООН мы фокусируемся на четырех. Это устойчивые города, достойная работа, ликвидация голода и нищеты.
Наша задача – повысить информированность о том, что такое устойчивое развитие, сделать так, чтобы его лучшие практики стали такими же привычными и укоренившимися в общественном сознании, как, например, благотворительность. Я вхожу в попечительский совет благотворительного фонда, существующего с 1990‑х, и могу судить, какой колоссальный путь от недоверия до широкой общественной поддержки за это время проделала филантропия. Надеюсь, в восприятии повестки устойчивого развития прогресс будет еще более стремительным.
Желание вдохнуть новую жизнь в депрессивные территории, перезапустить архитектурные объекты и рассказать о них людям – это не только про идеалистическое прекраснодушие, но часто и про прагматику, про хороший бизнес. В орбите проекта «Ru.Локация» немало состоявшихся людей, которые успешно расширили филантропическую деятельность за счет инициатив, связанных с переосмыслением архитектурного и культурно-исторического наследия.
Например, мой бизнес-партнер Ирина Узденова, много лет назад приехав на хутор Старозолотовский в Ростовской области, очаровалась красотой и историей этих мест и успешно реализует там туристический проект, посвященный казачьим культуре и быту. В итоге Старозолотовский уже дважды входил во французский рейтинг «Сто красивейших городков и деревень мира».
Там же, на юге России, в Краснодарском крае, основатель страховой компании «Наста» Михаил Николаев вместе с сыновьями развивает винодельческое хозяйство «Лефкадия». Результат этой деятельности – не только вкусное вино и фермерские продукты, но и приведенные в порядок сотни гектаров земли, новые дороги, инфраструктура и рабочие места. Теперь это место по красоте сравнивают с Тосканой.
Или московский проект «Кибердом», в числе инвесторов которого – основатель Positive Technologies Юрий Максимов. Более символичный пример переосмысления архитектурного наследия, его адаптации к новой экономике представить себе трудно: в здании дореволюционного «Мамонтовского завода сургуча, лаков и красок» сейчас обсуждают вопросы кибербезопасности и российской технологической индустрии.