Инвестиции в винное будущее - Wealth Navigator

Инвестиции в винное будущее

Опыт «Шато де Талю»

Виноделие – марафон, а не спринт. Как правильно рассчитать силы уже на старте, не сойти со сложной и порой непредсказуемой дистанции и в итоге занять достойное место на пьедестале почета? Об этом для спецпроекта РСХБ Private Banking и журнала WEALTH Navigator рассказала Елена Гереш, заместитель генерального директора по развитию «Шато де Талю» – одного из самых успешных винодельческих проектов страны. Винодельня в Краснодарском крае производит классические элегантные вина в уникальном терруаре Геленджика.

Первые вина «Шато де Талю» попали на полки только в 2020 году, через 15 лет после основания хозяйства. Насколько для виноделов привычно ждать так долго, перед тем как начать зарабатывать?

Собственные вина мы стали производить с 2019 года, когда предприятию было 14 лет. Вино как ребенок: в него нужно вкладывать много внимания и сил, чтобы вырастить личность. Наш главный энолог Франк Дюсенер прошел долгий путь воспитания лозы и хорошо изучил характеристики терруара к моменту выпуска первого вина.

Результаты не заставили себя ждать, и уже в 2022 году мы получили первую международную награду за вино «Шато де Талю Шираз» 2020 от винного конкурса TerraVino – двой­ное золото и звание лучшего вина России. А в 2023 году наш «Купаж 132» стал лучшим вином страны по версии TOP100WINES.

К разговору про международные конкурсы и признание. Насколько ваше вино готово конкурировать с продукцией сопоставимой цены иностранных виноделов?

То, что мы видим сейчас на территории «Шато де Талю», было заложено в 2005 году. В то время винодельческая отрасль в России не была столь популярна, а импортное вино было эталоном. За эти 20 лет мы переняли лучшие традиции виноделия, что дало новый виток развития отечественного продукта. Отрасль сделала колоссальный рывок, и российское вино не уступает импортному, а в некоторых случаях превосходит его.

Лучшим подтверждением этому стали потребители, число которых ежегодно растет в геометрической прогрессии. Все чаще и чаще к нам обращаются обладатели коллекций в поиске лучших образцов, и мы с большим удовольствием дополняем их собрания своим вином.

Винодельня «Шато де Талю»

А если вслед за коллекционером к вам за советом обратится потенциальный инвестор, который заинтересовался виноделием и готов купить участок под хозяйство? Что бы вы ему порекомендовали?

Для начала нужно понять, для чего человек это делает и какое вино хочет получить. Самые популярные ошибки в любом деле – это неверно сформулированные цели, игнорирование неудобных деталей и иллюзии. Когда человек честно ответит себе на вопросы, что, зачем и в какие сроки он желает получить, можно начинать действовать.

Далее, конечно, формируется некое ТЗ для поиска участков с соответствующими характеристиками, проводятся анализы почвы и выбор лозы. Если на этом этапе не закончились деньги, можно идти дальше.

Да, допустим деньги у этого героя нашего умозрительного эксперимента все еще остаются. Как ему правильно выбрать каналы для сбыта вина? Какие факторы нужно учитывать помимо цены продукции?

Знаете, это и очень просто, и в то же время многофакторно. Каналы сбыта находятся в прямой зависимости от позиционирования вина или, точнее, от ответа на вопрос, что мы каждой конкретной коллекцией хотим сказать своей аудитории. Когда мы создаем вино для людей, мы знаем, где они будут его покупать.

Безусловно, каналы сбыта зависят и от объема производства. Если завод производит миллионы бутылок в год, то и дистрибуция будет в федеральных сетях по всей стране. Если ежегодный тираж, например, в пределах 300 тыс. бутылок, то можно обойтись одним дистрибьютором, который будет представлять вино в специализированной рознице и HoReCa.

Негоциантские проекты (те, что работают с покупным виноградом), очевидно, доступнее по инвестициям, но выгоднее ли в перспективе?

Винодельни полного цикла поддерживают экономику региона, развивают сельское хозяйство, создают рабочие места. Чтобы купить, нужны деньги, а чтобы создать систему производства, требуется смелость нести высокие риски ради чего-то глобального, что меняет облик регионов. Кроме того, покупной виноград лишает возможности контролировать качество и стоимость сырья, а это риски для самого проекта.

В России есть винодельческие зоны, не столь популярные, как Краснодарский край и Крым, но интересные: Ростов-на-­Дону, Волгоград, Ставрополь, Северная Осетия. Как вы считаете, перспективны ли они для виноделия?

Если там получается классное вино, то перспективы определенно есть. А дальше – вопрос экономики. Важно учитывать погодные риски, защитные технологии, которые увеличивают себестоимость вина и его цену на полке для потребителя.

Игра вдолгую

Вернемся к истории «Шато де Талю». Как увеличились за время работы винодельни площадь виноградников и объем производства?

Наши земли разделены на два участка: 35 га вблизи завода – Толстый мыс – и 148 га между сел Виноградное и Марьина Роща, у самого подножия Маркотхского хребта. Первыми в 2007 году стали саженцы из французского питомника Jean-­Guy & Bruno Arrivé. Схему посадки выбрали достаточно плотную – 6170 кустов на гектаре, а консультировал работы лично руководитель питомника Жан-­Ги Арриве. Среди выращиваемых сортов – «каберне совиньон», «мерло», «каберне фран», «шардоне» и «совиньон блан». Позже мы посадили «сиру», «семильон», «мускат» и «красностоп». В 2023 году к ним добавились ронские сорта – «сенсо», «марселан» и «каладок». Сегодня 125,5 га дают урожай, еще 55 га виноградников в скором времени перей­дут в плодоносящую фазу, и оставшиеся 2,6 га освоим до конца этого года.

Как финансируется проект, какова структура вложений и как они распределяются во времени – от первого дня до выхода на полки и наращивания присутствия в рознице?

Инвестиционный период в виноделии занимает минимум 5 лет. Через 6 лет вино может оказаться на полке, а выдержанное вино – лет через семь-восемь. Это уже этап операционной деятельности, успех которой зависит от множества факторов, так же как и окупаемость проекта в целом. Никакой точной нормы нет, но есть понимание, что виноделие – игра вдолгую, и к этому надо быть готовым на старте.

Как выбрать банк для оформления кредита на бизнес? Что может сыграть роль при выборе кроме кредитной ставки?

Проект «Шато де Талю» реализован при поддержке РСХБ. Для нас кроме базовых условий важны преференции для отрасли. Нам как сельхозпроизводителю наиболее комфортны условия сотрудничества с Россельхозбанком. Специализируясь на поддержке именно агропромышленного сектора, банк позволяет сельхозпроизводителю получать сниженные ставки по программам АПК на сезонные работы, инвестиционные и оборотные цели.

От финансирования – к кадрам. Сколько человек в штате «Шато де Талю»?

Сейчас в «Шато де Талю» работают более 250 сотрудников. В сезон сбора и переработки урожая цифра увеличивается на 100 человек. Наша приоритетная задача – удерживать персонал, формируя лояльность, повышая компетенции, создавая комфортные условия труда.

На мой взгляд, лучшая стратегия – воспитывать свои кадры. Мы приглашаем студентов на практику, показываем, чему можем научить, и многие хотят вернуться к нам в качестве постоянного сотрудника. Быть узкоквалифицированным специалистом в команде профессионалов – значит выигрывать на рынке труда и иметь достойный заработок.

Как изменилась жизнь хозяйства с того момента, как вы стали пускать туристов и показывать им виноградники? Удается ли вам зарабатывать на промышленном туризме?

С 2021 года мы активно используем путь событийного туризма, придумываем мероприятия для привлечения гостей. Самые яркие – показ мод с красной ковровой дорожкой, концерты под открытым небом среди виноградников и видом на открытое Черное море, забег и квест невест, где главный приз – свадьба мечты в «Шато де Талю», фестиваль молодого вина «Талю Нуво», «Ночь музеев».

В свой первый сезон мы приняли 5 тыс. экскурсантов, в 2022 году – 20 тыс., в 2023‑м – 31 тыс. В этом году уже приблизились к цифре 40 тыс., в то время как количество всех гостей, посетивших комплекс в 2024 году, перевалило за 100 тыс. Это серьезные показатели, которые вносят существенный вклад в доход предприятия. Более того, развитие туристической инфраструктуры при производстве укрепляет бизнес, нивелируя сезонность и предупреждая риски, связанные с варьирующейся урожайностью.