Еще в конце 2022 года Новый Манеж превратился из пространства выставочного в выставочно-театральное: в нем разместилось Открытое театральное пространство «Арт-платформа», объединенный ресурсный центр в структуре Департамента культуры города Москвы. Работая по резидентской программе, он позволяет частным театрам и частным культурным инициативам создавать проекты на особых условиях, играя их для зрителей в самом центре города. Этой осенью «Арт-платформа» провела и первую московскую премию в области исполнительских искусств, отметив как государственные театры, так и независимые творческие команды, а также бизнес, который инвестирует в культурные проекты не просто как меценат, но как создатель контента. Все это принципиально меняет городской театральный ландшафт. О том, какие тренды отражает новая премия, мы поговорили с руководителем «Арт-платформы», актером, режиссером и продюсером Дмитрием Бикбаевым.
В чем уникальность и особая миссия Открытого театрального пространства «Арт-платформа»?
Наша главная цель – выстраивать взаимовыгодное партнерство между городом и представителями бизнеса креативного сегмента экономики. И в Москве, в треке столичного Департамента культуры, нет иных примеров такого партнерства, нацеленного именно на предпринимателя, без попытки выжать из него все соки, как это часто случается, если он приходит со своей инициативой в подавляющее большинство организаций сферы культуры. Мы только начали выстраивать систему поддержки частных театров и частных культурных инициатив, которой в столице до кейса «Арт-платформы» попросту не было. Опираясь на наш успешный опыт, можно с уверенностью заключить, что будущее за свободными предпринимателями в сфере креативных индустрий, нежели за нынешней формой дотационных со стороны государства театров.
И как в рамках такой свободной предпринимательской креативной инициативы решать главный вопрос – о художественной ценности выпускаемого продукта? Кто определяет это в пространстве «Арт-платформа»?
Наша принципиальная позиция – свобода внутри «Арт-платформы». Она сформулирована и в нашем слогане: «Новые имена – открытые возможности». Это тезис, на котором мы базируемся. У нас нет никакого творческого отсева по принципу «нравится – не нравится», «из нашей песочницы или нет», что всегда было бедой отечественного театра. Мы исходим из того, что мы как городская организация должны обеспечивать равные возможности всем креативным объединениям, которые прошли в честной борьбе, преодолев необходимые конкурсные процедуры, и соблюдают действующее российское законодательство. А дальше все решает зритель: он либо покупает билет на спектакль, либо нет.
То есть вы вершите этакую маленькую революцию на столичной театральной сцене?
Это серьезная революция. Мы на переднем фланге, чем очень гордимся. Признаюсь, не многим нравится то, что мы делаем. Например, то, что выпускники и даже учащиеся театральных вузов имеют у нас возможность сразу выходить на профессиональную площадку, получают продюсерскую поддержку, создают самостоятельные культурные продукты.
И все это отражается в премии «Арт-платформа», которая обращает на себя внимание нестандартностью номинаций и лауреатов.
Нам было очень важно этой премией зафиксировать актуальные тренды на рынке исполнительских искусств столицы. Один из них – все более объемное участие бизнеса в проектах сферы культуры. Причем не в качестве спонсора или мецената, как это было раньше. Бизнес теперь рассматривает культуру как бизнес. Инвестиция с последующей высокой капитализацией. Так появилась номинация «За вклад в развитие частных проектов в сфере исполнительских искусств». С ее помощью мы вводим на рынке новые определения. Потому что в рамках этой номинации награждается не привычный всем меценат – богатый человек, у которого все хорошо и с достатком, и с признанием, ему не проблема дать денег творцу, – а компании, которые реально вкладываются в креативную экономику. Победителем в номинации стала компания Yellow, Black and White, создающая шоу, инвестирующая в новые команды, новых людей, в развитие площадок. По моему мнению, бесспорным лидером тут является МТС Live. И они были в номинантах, но наши эксперты решили присудить победу не им.
Также важно, что наградой было отмечено мультимедийное театрально-цирковое шоу «Антигравитация» медиагруппы «Красный квадрат», которая тоже была в номинантах «За вклад в развитие частных проектов». Я убежден, что это шоу – огромная творческая победа, серьезный шаг для наших исполнительских искусств в принципе. И очень классный кейс со стороны бизнеса – поддержать этот, без преувеличения, венчурный проект, никак не рассчитывая на какие-то невероятные имиджевые дивиденды. Создать с его помощью рабочие места, платить налоги. Очень круто, что такие примеры имеют место быть на рынке.
Одна из задач «Арт-платформы» – такие процессы высвечивать. Для меня самая важная реакция на нашу премию – отклики предпринимателей, которые благодарны за то, что на их проекты обратили внимание, увидели их, отметили, поблагодарили.
И мне не стыдно ни за один номинированный проект, потому что они все очень яркие, особенные. Я благодарен за это нашим экспертам, состав которых у нас настолько объемный и разноплановый, что представить себе, что они вступили в сговор в кабинете директора одного федерального театра, крайне сложно. Это просто невозможно.
При этом ваша премия отмечает и государственные репертуарные театры, хотя вся деятельность «Арт-платформы» выглядит как крестовый поход против них. Это такой компромисс?
Репертуарный театр – неотъемлемая часть отечественной театральной традиции, и ее нужно сохранять. Это обязательство государства. Никто с этим не спорит. Но мы сейчас имеем дело с серьезными перегибами, с которыми уже невозможно мириться.
Вы знаете, что в Москве 67 только московских подведомственных Департаменту культуры театров? И я вряд ли найду такого чиновника, который их все перечислит. Потому что на слуху всего 10–15, а чем заняты остальные? Формируют ли они культурную повестку? Нет. Но это делают частные театральные проекты, к которым отношение порой пренебрежительное, как к недостойной высокохудожественного внимания антрепризе. Это давно не так. И частные театры очень честные, потому что им надо продавать билеты, у них нет бюджетных средств. А гостеатры могут еще и цены демпинговать, распространять по 300 рублей, чтобы заполнить зал.
Очень много тут нечестного и в отношении к молодежи – к выпускникам творческих вузов, которым очень сложно реализоваться в сложившейся системе. Из 30 выпускников одного курса Щепкинского училища (Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. – Прим. ред.) только один мальчик попал в театр, все остальные оказались не у дел. И что им делать? Они пришли ко мне, мы им помогаем, разъясняем, как открыть ИП, чтобы вести самостоятельную творческую деятельность, как заключить договор, выиграть грант и т. д. Самое удивительное, что публика на проекты недавних выпускников с удовольствием приходит – все билеты у нас sold out. Причем они продаются по рыночным ценам.
Невозможно не обратить внимание на то, что вы человек не совсем из театральной среды…
Я-то? Больше 20 лет служу в театральной отрасли. Профессионально вышел на сцену в качестве актера еще в 15 лет.
Но вы никогда не служили в московском театре-гранде. И это как раз хорошо для того, что вы сейчас делаете. С одной стороны, вы знаете процесс, с другой – все же являетесь человеком со стороны.
Прямо сейчас призадумался над вашим вопросом и отвечу так: я благодарен судьбе, что в свое время пришел в отрасль и прошел в ней свой путь, в том числе окончил ГИТИС, получил второе высшее образование в ВШДСИ им. Дадамяна. Прошел путь от актера-монтировщика до художественного руководителя учреждения культуры, уже двух, и все-таки меня отрасль выплюнула. И мне пришлось с нуля подниматься и проходить нелегкий путь, доказывая самому себе, что я имею право заниматься этим делом, хотя ненавижу, когда приходится что-то кому-то доказывать. Но такова наша отечественная театральная традиция: вышел на сцену – и докажи, что ты имеешь право играть, имеешь право существовать.
Я благодарен судьбе, что никто за ручку меня не вел, надо мной не довлел Мастер, и все те победы, которые у меня сейчас есть, в том числе отраслевое признание, – это сугубо собственные достижения. Это позволяет мне очень здраво и честно отстаивать интересы молодежи в театре, потому что такой стержень и такое желание пробиться, какие были у меня, есть далеко не у каждого.
И я понимаю, что значимое количество творческих, талантливейших и одаренных людей не пройдут столь сложный путь, потому что для этого надо иметь особый характер, закаленный в тех же 1990‑х.
А интересы молодежи в театре – это новые имена и новые возможности, которые открывает и создает «Арт-платформа». Нам нужны новые актеры, новые авторы, новые тексты, новые проекты. Ставят ли государственные театры современную драматургию? Очень редко. А посмотрите на афишу частных театров – в ней именно новая драма. Почему? Потому что это интересно молодому зрителю. Ну не Чехова же им опять ставить! При всем моем большом уважении к Чехову. Вот и Сергей Васильевич Женовач в своей Студии театрального искусства поставил «Вишневый сад» без слов. Потому что все уже знают этот текст наизусть. Все там понятно: вырубят сад, и все.
И вы тоже по-своему пытаетесь вырубить театральный «вишневый сад»?
Если не вырубить, то прополоть его точно не мешало бы.