Илья Дмитриев, основатель и председатель совета директоров «Монополии», – о том, почему быстрорастущим компаниям даже в условиях непростой макроэкономической конъюнктуры необходимо продолжать инвестировать в развитие и какие инструменты для этого предлагает рынок.
Для быстрорастущего бизнеса, который должен много инвестировать в развитие и имеет амбицию в перспективе стать публичным, высокие на длинном горизонте ставки – очередная задача со звездочкой. Центральный банк поступательно повышал ключевую ставку весь прошлый год, и последние три заседания подряд она зафиксирована на рекордном уровне – 21%. Возвращение к цели по инфляции регулятор видит пока только в будущем году.
Многие бизнесмены думают, что развивать предприятия в таких условиях невозможно, привлекать финансирование по нынешним ставкам – безумие. Но другие, напротив, считают, что, если ваш бизнес растет на 40% в год или даже еще активнее, профинансировать этот рост стратегически эффективнее, чем в моменте сэкономить и упустить возможность.
Так же считаю и я. За последние полгода «Монополия» привлекла более 4 млрд рублей на долговом рынке через облигации с фиксированной ставкой, флоатеры, цифровые финансовые активы (ЦФА). Есть еще один путь – IPO. Но пока рынок не готов к новым размещениям.
В течение года с осени 2023‑го, когда началась активная фаза сделок на рынке капитала в России, состоялось два десятка IPO почти на 120 млрд рублей. Они помогли новым игрокам публичного рынка привлечь средства на развитие, сократить долг и получить – в виде акций, торгуемых на бирже, – «валюту» для сделок M&A и мотивации сотрудников.
Но последние полгода новых IPO не было. Индекс Мосбиржи сильно просел к концу 2024 года и в наступившем году все еще остается нестабильным. К тому же многие инвесторы при текущей ключевой ставке предпочитают держать средства на банковских депозитах.
В итоге мы не стали дожидаться лучшей конъюнктуры для выхода на IPO: пока время для этого не очень хорошее, запустили инвестиционный раунд. С одной стороны, вырученные средства помогут развитию бизнеса в моменте, а с другой – «стратег» поможет еще лучше подготовиться к выходу в публичный статус.
Подобные шаги и чувство правильного момента помогают компаниям из отраслей, которые особенно чувствительны к внешней конъюнктуре, использовать время экономической турбулентности с пользой. Это хороший момент для завоевания доли рынка: когда конкуренты сворачивают обновление продукта, режут бюджеты на маркетинг, это время для вашего роста.
Все-таки активно растущая компания не может себе позволить не инвестировать. Приходится подстраиваться под сложившиеся условия, больше общаться с инвестбанкирами и другими участниками финансового рынка – искать нужные подходы и инструменты. Особенно когда параллельно трансформируется отрасль: например, автомобильные грузоперевозки сейчас переходят от классической модели к цифровой, как в недавнем прошлом это было на рынке e-commerce.
Такая стратегия работает, показывает практика «Яндекса» в сфере такси или Ozon в онлайн-торговле. Эти компании не ждали «хорошей погоды», а активно инвестировали – развивали IT-инфраструктуру. В свое время Uber свою стратегию активного роста называл «победитель получает все»: компания снижала тарифы для пассажиров и доплачивала водителям.
Судьба любит смелых. В развитии быстрорастущей компании важно идти на риски – в большинстве случаев больше теряешь, если не рискуешь.
Зачем компаниям частные инвестиции
Инвестиционный раунд – не просто деньги: эффект значительно больше. С одной стороны, привлечение smart-инвестора в капитал – своеобразный знак качества: инвестор поверил в бизнес-модель и команду компании, проголосовал рублем. С другой стороны, появление такого миноритарного акционера дает значительный толчок развитию.
Крупные рыночные инвесторы предъявляют высокие требования к корпоративному управлению, но они же и дают ценный взгляд со стороны и экспертизу, которая помогает корректировать стратегию, видеть тренды на смежных рынках, решать текущие проблемы бизнеса.
Яркие примеры подобных инвестиционных раундов: вхождение консорциума инвесторов в капитал онлайн-кинотеатра ivi (~250 млн долларов), TJX Companies – в капитал сети магазинов Familia (~225 млн долларов), Mubadala – в нефтехимическую компанию «Сибур» (~487 млн долларов).