Российский арт-рынок: зона повышенного риска - Wealth Navigator

Российский арт-рынок: зона повышенного риска

Российский арт-рынок: зона повышенного риска
© Из личного архива Е. Козиной 

Елена Козина – с практическими рекомендациями о безопасной покупке предметов искусства и последовательности шагов, если все-таки приобретена подделка.

Елена Козина, адвокат, управляющий партнер АБ «ЭЛКО профи», кандидат юридических наук, доцент Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА)

Рынок искусства в России привлекает коллекционеров редкими работами и динамичным ростом цен. Однако он таит в себе много опасностей: подделки встречаются не только в частных сделках, но и в каталогах уважаемых аукционных домов и галерей.

В 2023 году доверитель нашего адвокатского бюро, не обращаясь к юристам на стадии сделки и согласования условий договора, приобрел у частной галереи скульптуру с поддельной атрибуцией. Покупатель был уверен, что это работа известного скульптора. Позже выяснилось, что авторство не подтверждено ни одной институцией. Галерея просто приписала работу мастеру для увеличения цены. Мы подключились к коммуникации с галереей на стадии досудебного урегулирования и смогли решить вопрос возвратом приобретателю денежных средств в претензионном порядке. Впрочем, в этом случае возврат уплаченной цены и процентов без суда можно смело назвать везением или, скорее, заслугой адвокатов.

В конце 2021 года «ЭЛКО профи» сопровождало дело в интересах московского коллекционера (в силу режима адвокатской тайны я не могу раскрыть сведения о доверителях и приобретенных ими арт-объектах). Двумя годами ранее он приобрел у арт-дилера графическую работу, атрибутированную как произведение известного автора, которое тот создал до начала Второй мировой вой­ны. Этот кейс можно охарактеризовать как классический пример того, как арт-подделки попадают в легальный оборот: продавец предоставил экспертное заключение одного из российских искусствоведов, однако при попытке перепродажи выяснилось, что работа отсутствует в каталогах-­резоне художника, а использованные материалы не соответствуют заявленному периоду создания произведения.

В суде особое внимание сторон спора было сфокусировано на условиях договора, которые не содержали явных гарантий подлинности объекта сделки. Это в очередной раз актуализирует вопрос о значении грамотных формулировок договора для цели потенциальной защиты интересов покупателя арт-объекта.

После проведения судебной технико-­технологической экспертизы удалось доказать, что работа была создана не ранее 1990‑х годов. Суд признал сделку недействительной по ст. 178 ГК РФ как совершенную под влиянием существенного заблуждения и обязал продавца вернуть покупателю полученные денежные средства.

Работа специалистов ЦХЭ имени И. Е. Репина.
© ЦХЭ имени И. Е. Репина

На стадии переговоров и до момента заключения договора мы рекомендуем требовать каталог-резоне и подтверждение от фонда художника для объектов современного искусства, изучить провенанс через архивы (например, для русского авангарда это Российский государственный архив литературы и искусства), запросить архивные фото, выставки, инвой­сы, словом, любые документы, подтверждающие историю объекта, проверить его в базах украденных произведений искусства (например, в Art Loss Register) и получить заключение о подлинности произведения самостоятельно до покупки.

Последний аспект представляется особенно важным, поскольку в России нет единого государственного органа, уполномоченного официально сертифицировать подлинность произведений искусства. 15‑летний опыт правового сопровождения сделок с арт-объектами помог «ЭЛКО профи» выделить категории экспертов и организаций, заключения которых имеют должный авторитет на арт-рынке. Они принимаются судами в числе допустимых доказательств, опровергающих или подтверждающих подлинность произведения искусства.

Хотя ни одно заключение не дает 100%-ной гарантии, комбинация методов снижает риски приобретения подделки. Предлагаемая «ЭЛКО профи» комбинация обычно зависит от характеристики арт-объекта. К примеру:

  • для классики → ВХНРЦ или ГосНИИР + мнение искусствоведа;
  • для авангарда → фонды художников + Третьяковская галерея;
  • для современного искусства → галереи, представляющие автора, или его фонд;
  • при судебных спорах → только судебная экспертиза (как правило, Минюст РФ).

Каждый раз считаем целесообразным напоминать: нельзя доверять «сомнительным экспертам» без публикаций и научного признания, частным галереям, которые сами продают работу и сами же «подтверждают» ее подлинность, а также онлайн-­сервисам с «мгновенной атрибуцией» (часто это мошенники).

Отыграть назад

Что же делать, если все-таки купили подделку? Возможны следующие варианты поведения. Во-первых, следует отказаться от договора купли-­продажи и потребовать возмещения убытков (если такое право предусмотрено договором), либо расторгнуть договор и потребовать возврата денежных средств в судебном порядке. Во-вторых, необходимо признать договор купли-­продажи недействительной сделкой – стандартными основаниями для этого выступают ст. 178 и 179 ГК РФ. Выбор основания зависит от обстоятельств конкретного случая и доказательственной базы: ст. 178 ГК РФ применяется в случае совершения сделки под влиянием существенного заблуждения, в том числе о подлинности объекта, а п. 2 ст. 179 ГК РФ применяется к случаям намеренного обмана со стороны продавца. В-третьих, важно подать заявление в правоохранительные органы по месту совершения преступления (как правило, месту передачи объекта сделки), если в действиях продавца имеются признаки мошенничества (ст. 159 УК РФ).

Хотя российский рынок искусства и остается рискованным, грамотный юридический подход снижает шансы столкнуться с подделкой. Главное – не доверять устным заверениям, всегда проверять работу до покупки и юридически грамотно фиксировать условия в договоре.

© Fevziie / Shutterstock / FOTODOM

Где проверить подлинность объекта искусства

Государственные и научные экспертные центры

•   Всероссийский художественный научно-­реставрационный центр им. Грабаря. Проводит технико-­технологическую экспертизу (анализ красок, холста и почерка художника). В центр целесообразно обращаться при проверке подлинности объектов классического искусства (XIX–XX веков), икон и русской живописи. При этом заключения ВХНРЦ не всегда подтверждают авторство – только «соответствие времени».

•   Государственный научно-­исследовательский институт реставрации. Анализирует материалы, стиль, историю бытования. В ГосНИИР уместно обратиться для проверки подлинности антиквариата и археологических артефактов.

•   Третьяковская галерея, Русский музей и Эрмитаж дают атрибуционные заключения по художникам их коллекций (например, Третьяковская галерея – по русскому авангарду), но часто отказывают в экспертизе «сторонних» работ из-за риска подделок.

Частные эксперты и независимые лаборатории

•   Авторитетные искусствоведы «с именем» – специалисты по конкретным художникам (Кандинский, Малевич, Репин). Они выражают субъективное мнение, поэтому их заключения не могут быть безусловным доказательством подлинности или поддельности арт-объекта.

•   Независимые лаборатории (спектральный анализ, рентген): Центр имени Коровина (Москва), который проводит экспертизу живописи, и лаборатория NanoLab, осуществляющая анализ пигментов и датировки. Эти лаборатории, как правило, предоставляют должное обоснование (например, «белила содержат цинк, что соответствует XX веку»), а потому степень доверия к ним у потенциальных покупателей довольно высокая.

•   Фонды художников и наследники. Например, Фонд Кандинского, «Наследники Шагала» – французская некоммерческая ассоциация, которую создали сын и внучка художника. Они помогут выявить подлинность объектов современного искусства и мастеров XX века. Нужно иметь в виду, что некоторые иностранные фонды требуют официальный запрос через юриста.

Аукционные дома и галереи

«Русские сезоны», «Литфонд», а также Sotheby’s и Christie’s (до 2022 года).
Проводят внутреннюю проверку перед продажей, но обычно не дают гарантии подлинности, а чаще пишут «приписывается» или «школа».

Примечание: список составлен на основе рекомендаций АБ «ЭЛКО профи».