Феномен Бэнкси - Wealth Navigator

Феномен Бэнкси

Феномен Бэнкси

Дина Айдаева – о парадоксах арт-рынка и их юридическом преломлении.

Дина Айдаева, старший юрист практики управления частным капиталом Melling, Voitishkin & Partners

На первый взгляд кажется, что самые громкие подделки в мире искусства связаны с именами знаменитых мастеров прошлого. Подделывать и продавать работы современных художников – рискованное занятие: автор может публично опровергнуть подлинность, а еще относительно свежую историю продаж можно легко проверить. В случае с Бэнкси все иначе: его анонимность, провокационные перформансы и принципиальный отказ от коммерциализации уличного искусства сделали его творчество уязвимым для мошенников.

Несмотря на провокационный характер творчества Бэнкси и частые дебаты о том, не является ли оно формой вандализма, ажиотаж вокруг его личности, острота затрагиваемых тем и уникальный почерк мастера привели к тому, что его работы теперь стоят десятки миллионов долларов.

С одной стороны, анонимность автора выступает причиной того, что работы художника постоянно растут в цене и вызывают корыстный интерес у мошенников. С другой – та же анонимность затрудняет и без того сложную процедуру подтверждения подлинности работ.

Pest Control – единственная организация, уполномоченная подтверждать подлинность работ Бэнкси. © Pest Control Office Ltd.

Единственная организация, которая может подтвердить оригинальность работ Бэнкси, – Pest Control Office Ltd. Эта компания, предположительно, создана самим художником для защиты его прав и произведений, предназначенных для продажи. Она же является единственным каналом связи с представителями Бэнкси для тех, кто хочет приобрести работу или уже приобрел ее и намерен получить подтверждение. Чтобы получить сертификат подлинности картины или постера, нужно отправить компании фотографии работы и описать историю ее происхождения и приобретения.

Если же речь идет о картинах с «историей», то эксперт со ссылкой на опытных коллекционеров советует досконально изучить репутацию продавца и избегать покупки с рук или на черном рынке. Еще одна рекомендация – исследовать судьбу полотна и обязательно провести экспертизу его подлинности, желательно у нескольких независимых экспертов, не полагаясь на заключение продавца. Химико-­технологическое исследование холста и пигментов и искусствоведческий анализ позволят снизить риск ошибки, но полностью не исключают ее вероятность. Например, когда за картину известного художника выдается произведение того же периода, выполненное неизвестным автором. Третий совет – критически отнестись к низкой цене работы известного мастера. Чаще всего она объясняется не удачей, коммерческой неграмотностью продавца или необходимостью быстро закрыть сделку, а банальным желанием поскорее сбыть подделку с рук.

Один из самых известных перформансов Бэнкси – самоуничтожение его работы «Девочка с воздушным шаром» на аукционе Sotheby’s 5 октября 2018 года. Встроенный в раму шредер дистанционно активировался, превратив картину в полосы на глазах у публики. Это лишь удвоило стоимость поврежденной работы. В 2021 году блокчейн-компания Injective Protocol купила оригинал Бэнкси почти за 100 тыс. долларов, уничтожила его и заменила NFT. В 2024 году итальянская полиция раскрыла сеть, подделывавшую работы Бэнкси в промышленных масштабах. Мошенники легализовали подделки через фальшивые выставки, продавая их по заниженным ценам. Выйти на след преступников помог искусственный интеллект: в ходе автоматизированного анализа рыночной стоимости арт-объектов полиция обратила внимание на то, что цена продажи некоторых работ была подозрительно ниже их рыночной стоимости.

По мере роста грамотности инвесторов и коллекционеров и усложнения методов подделки инвестиции в современное искусство становятся неожиданным, но эффективным способом защиты от мошенничества. Цены на их работы существенно ниже, и они будут расти в будущем не так быстро, как на другие инвест-­объекты. Однако существует возможность напрямую приобрести произведение у автора, что в будущем позволит без проблем продать работу, когда ее стоимость вырастет. При этом необходимо уделить особое внимание не только сохранению произведения, но и правильному оформлению документов, подтверждающих его приобретение непосредственно у автора, – в будущем это пригодится при продаже работы, заключила юрист.

Искусство подделки такое же древнее, как и само искусство. Но если раньше мошенники копировали лишь старых мастеров, сегодня в зоне риска, как показывает пример Бэнкси, даже работы современных авторов. Главный урок: анонимность художника, отсутствие государственной регуляции и жадность рынка создают идеальную почву для подделок. Защититься можно – через документальную проверку, экспертизы и юридическую осторожность.


¹ На основе опроса 800 коллекционеров в Северной Америке.