Вкусить Марракеш - Wealth Navigator

Вкусить Марракеш

Вкусить Марракеш

Пятизвездочный Hotel & Ryads Barrière Le Naoura, Marrakech, принадлежащий семейной французской группе Barrière, соединяет в себе Восток и Запад, французское и марокканское. А именно на стыке культур и смешении традиций зачастую рождается что-то особо выдающееся, позволяющее взглянуть по-новому на привычные вещи.


Наталья Роно

Даже тот, кто в Марокко никогда не был, пожалуй, эту страну визуально себе представляет – уж больно много ее в европейской живописи. Марокканский пейзаж с его чистыми цветами и их контрастными сочетаниями оказал на европейскую визуальную традицию огромное влияние, много раз перегружал ее, менял оптику, трансформируя тем самым сознание западного человека.

Во власти чистого цвета

Так случилось, например, с Делакруа, попавшим в Марокко с дипломатической миссией в 1832 году. Он вернулся из своего африканского путешествия с совсем иным восприятием цвета – как основы бытия. И сделал его, цвет, а не рисунок, как это было принято в классической живописи, первоэлементом картины. «Надо класть зеленую и фиолетовую краски в чистом виде, не смешивая их», – скажет Делакруа. И это во многом станет точкой отcчета нового искусства, которое потом мы назовем искусством модернизма. Его ярчайший представитель, один из главных поборников чистого цвета, Анри Матисс побывал в Марокко дважды за два года, с 1911 по 1913-й. Именно тут он окончательно выбрался из тесных условных рамок фовизма. Его живопись перестала быть «дикой» (что и означает фовизм), агрессивной, приобрела глубину и тонкость, наполнилась внутренним спокойствием, олицетворением которого стал синий. В Марокко есть все оттенки этого цвета – от небесно-­голубого до насыщенного кобальта. Последний – это цвет мажорель, носящий имя Жака Мажореля. В Марокко этот художник-­ориенталист приехал в 1917‑м, остался, построил дом, разбил сад, выкрасив все здания на его территории ярко-синим кобальтом. Сегодня Сад Мажорель – одно из чудес Марракеша. В 1980‑м его купил Ив Сен-Лоран. Этот уроженец алжирского Орана, отлученный от него навсегда после исхода из Алжира французов, без Марокко совершенно не мог существовать. В Марракеш он наведывался регулярно, здесь лечил депрессию, приходил в себя после изматывающих подготовок к модным показам, опять-таки учился сочетанию цветов, восхищался многослойными нарядами и сложносочиненными украшениями берберских женщин, чтобы потом впрыснуть это в западную моду.

Анри Матисс, «Вид из окна. Танжер», 1913 год

Еще один «властитель дум» XX века, Уильям Берроуз, прожил в марокканском Танжере три года и здесь сформировался как писатель. Начитавшись потом его «Голого завтрака», рокеры, битники и хиппи всех мастей потянулись в Марокко в поисках нового рая на земле. В 1960‑х Эс-­Сувейру, бело-синий городок на берегу Атлантического океана, облюбовал Джимми Хендрикс. Тут он услышал музыку Гнауа, сотканную из африканских, берберских и арабских религиозных песнопений и ритмов. Она повлияла на исполнительскую манеру Хендрикса, вплелась в блюз, ритм-энд-блюз и рок.

Конечно, сегодня, в эпоху массового туризма, путешествие в Марокко больше не выход в «другую реальность», как это было во времена Матисса или даже Хендрикса. С навигацией на мобильном телефоне уже невозможно «пропасть» в медине, старой части марокканского города, заблудившись в лабиринте ее узких улочек. Эта страна сегодня к туристам дружелюбна и для них безопасна. Но даже видавший виды современный путешественник оказывается здесь ошеломлен и впечатлен. И, посетив однажды Марокко, его, пожалуй, не забудет. Уж слишком эта земля яркая, разноцветная, ароматная, аппетитная, чтобы выветриться из памяти.

Город-праздник, который всегда с тобой

Марракеш, самый посещаемый город Марокко, точно предложит вам эмоциональную встряску. Его медина, окруженная крепостными валами XI века, самая большая в Магрибе и самая концентрированная по населению. Ее сердце, конечно, сук (рынок), как и положено на Востоке. В сук в марракешской медине бросаешься как в реку  – с головой, мгновенно уносясь человеческим потоком в неизвестном направлении.

© Olena Znak / Shutterstock / FOTODOM

Этому бесконечному потоку из тел – туристов, торговцев, разносчиков товаров с тачками, их развозчиков на тарахтящих мотороллерах, – потоку из звуков их много­язычной речи, из запахов еды, специй, кожи, благовоний совершенно невозможно противостоять. Да и не нужно. Он вас пронесет по всей медине, покажет ее лабиринты из узких улочек, занесет в маленькие лавки, каждая из которых – вход в тайное хранилище восточных сокровищ, и неизменно вынесет на Джемаа-эль-­Фна, пожалуй, самую безумную площадь на свете. На ней – веселье нон-стоп от заката до рассвета: обжорные ряды с ароматной марокканской едой, музыканты, танцовщики, фокусники, акробаты, заклинатели змей, расписыватели туристических тел хной. Если в этом мире все еще остался город-­праздник, «который всегда с тобой», то это давно не Париж, но по-прежнему Марракеш, шумный, разноцветный и пахучий. Французы, которые больше 40 лет, до 1956‑го, имели над Марокко протекторат и потому поддерживают со страной особые связи, это точно знают. Они ездят сюда как на дачу. Так и делал Ив Сен-­Лоран. Показательно, что в Марракеше он никогда не работал, он просто впитывал все, что видел: орнаменты, ткани и их фактуры, краски. И с этим багажом впечатлений отправлялся в Париж, чтобы уже там создавать коллекции, призванные совершить переворот в мире моды. Город-праздник Марракеш – место для чистого вдохновения, но никак не рабочей рутины.

Немного парижского шика в марокканском солнце

Место, куда француз (и не только он, конечно) может приехать для отдохновения, в Марракеше тоже есть. В 2009 году тут открылся Hotel & Ryads Barrière Le Naoura, Marrakech. Построившая его отельная группа Barrière – компания во Франции легендарная. Это единственная сегодня в стране семейная группа, не продавшая свой бизнес китайцам, арабам или американцам и вот уже более 100 лет управляющаяся представителями одной и той же семьи. Секрет финансовой стабильности Groupe Barrière в том, что они владеют не только отелями, но и казино. В философию и практику французского шика Groupe Barrière внесла неоценимый вклад – именно при ее непосредственном участии формировался, например, образ Довиля, одного из самых известных французских курортов на Ла-­Манше, в Нормандии, в 200 км от Парижа. Отель в Марракеше стал первым иностранным активом группы, и, конечно, она пришла на новую территорию со всем своим «роскошным багажом».

Отель Le Naoura расположен идеально. Он находится внутри медины, неподалеку от Джемаа-эль-­Фна, но все же на достаточном расстоянии, чтобы защитить вас от ее суеты и шума. Хочется марракешского драйва – пожалуйста, 15 минут ходьбы – и вы в его центре. Нужны тишина и спокойствие – проведите день в отеле. А выходить из него и правда не всегда хочется, Le Naoura – оазис расслабления. В центре территории – открытый бассейн, который подогревают круглый год, что особенно приятно в зимне-­осеннее время, когда в Марракеше солнечно, но не жарко. Делают это экологичным способом, используя биотопливо, получаемое из оливкового жмыха (а марокканское оливковое масло – одно из лучших в мире). Вокруг бассейна – главное отельное здание с 78 номерами, каждый из которых имеет собственную террасу. Не хотите плавать в бассейне у всех на виду, в Le Naoura есть еще один – закрытый, внутри огромного спа Diane Barrière (в честь Дианы Дессень-­Барьер, дочери Люсьена Барьера, одного из первоотцов группы, в отелях Barrière названы все спа). Чуть поодаль от него, отдельным кварталом, стоят 26 вилл – это риады, традиционные марокканские дома с внутренним садом. Они в Le Naoura имеют от трех до семи спален, идеальны для семейного, дружеского или корпоративного отдыха и обслуживаются 24 часа приставленным к каждому риаду персональным батлером (дворецким).

Как и весь Марракеш, Le Naoura – это чистый цвет охры, один из оттенков Атласских гор, у подножия которых город расположен. К нему французский архитектор Паскаль Депре, оформлявший отель, добавил темно-­коричневый – чистый цвет дерева. Охра и дерево смешиваются с чистым лазоревым – цветом марокканского неба, в тон которого в Le Naoura и бассейн. В такой контрастной, но умиротворяющей палитре расслабление не заставляет себя ждать. Дерево в Le Naoura – это прежде всего идеальный паркет в номерах. В жарком Марокко на самом деле на пол любят класть плитку. Но в Le Naoura положили традиционный парижский паркет, поэтизированный художником Гюставом Кайботтом на своей знаменитой картине «Паркетчики» 1875 года. И очень марокканский интерьер и правда стал при этом еще и неуловимо французским.

Главное же парижское место в Le Naoura – ресторан Fouquet’s. Это точная копия знаменитого брассери на Елисейских полях, 99, главного брассери Парижа, учитывая его литературно-­кинематографическое наследие, любовь к нему Джойса, Габена, Годара, Шаброля и так далее, а также всей французской театральной премии «Сезар», которая ежегодно в Fouquet’s проводит свои гала-ужины. Диана Дессень-­Барьер купила Fouquet’s в 1998 году, потом группа построила рядом с ним одноименный отель, а затем начала брассери множить. Сегодня Fouquet’s есть в Каннах, Абу-­Даби, Нью-­Йорке и Дубае. Но это не сеть, а именно форпост парижского стиля и духа. В Fouquet’s в Le Naoura два меню: почти аналогичное тому, что вы можете попробовать на Елисейских полях, созданное при участии прославленного шефа Пьера Ганьера, и, конечно, местное марокканское. За оба на кухне отвечает Хамза Афкир, который в собственной манере переосмысляет традиционные блюда. Запад и Восток в марракешском Fouquet’s можно чередовать и даже смешивать, совершая, таким образом, вкусовые вояжи за один ужин. Смесь французского и марокканского обычно получается на редкость удачная. Что доказано не только группой Barrière, но Делакруа, Матиссом и Ивом Сен-Лораном.