Словосочетание «арабское искусство», как правило, ассоциируется с книжными миниатюрами, образами сказок «Тысячи и одной ночи», переливами глазурованной керамики и каллиграфическими изысками. На самом деле это всего лишь стереотип и современное арабское искусство нам гораздо ближе, чем кажется, уверена Ксения Апель.
В конце лета в самом сердце Лондона, неподалеку от Букингемского дворца, завершилась крупнейшая выставка современного и актуального искусства стран арабского мира. Организатором экспозиции был аукционный дом Christie’s в партнерстве с Министерством культуры и молодежи ОАЭ и Barjeel Art Foundation. На данный момент это самая масштабная экспозиция арабского искусства в Лондоне. Примечательно, что вход был свободным.
Проект выставки был задуман как диптих. Одна часть, демонстрировавшая разнообразие работ мастеров Передней Азии и Северной Африки, называлась «Кавкаба» (Kawkaba). Вторая, «Переосмысленное искусство Эмиратов: Хасан Шариф и нынешние голоса» (Emirati Art Reimagined: Hassan Sharif and the Contemporary Voices), была посвящена ОАЭ.
«Кавкаба» переводится с арабского как «cозвездие» (интересно, что так же называлась палестинская деревня, обезлюдевшая в ходе первой арабо-израильской войны в 1948 году). На выставке было представлено около 100 работ ведущих мастеров из коллекции Barjeel Art Foundation, творчество которых охватывает обширный период с 1939 по 2023 год. Европейской публике были представлены работы ключевых художников, сформировавших современное арабское искусство.
По замыслу кураторов, экспозиция должна была выстроить мосты между историческим восприятием искусства арабского мира и векторами актуального искусства региона. Организаторы стремились показать, как искусство проходило разные стадии развития: через отзвуки колониальной эпохи, восприятие Запада, ставшее на какой-то период преобладающим, через переживание панарабского национализма к формированию новых нарративов, явленных через обращение к всевозможным техникам и художественным практикам. Целью выставки было вдохновить зрителей на осмысление богатейшего творческого потенциала арабского региона и его вариативности.
На выставке, «сбалансированной» с гендерной точки зрения, были представлены работы значимых мастеров. В их числе ливанская художница, график, скульптор и модельер Хьюгетт Каланд (Huguette Caland), известная своими абстрактными работами эротического толка. Ее отец Бишара эль-Хури после обретения Ливаном независимости от Франции в 1943 году стал первым президентом страны и оставался во главе государства девять лет. Хьюгетт вышла замуж за Поля Каланда – племянника одного из политических соперников ее отца.
К искусству Каланд обратилась уже в зрелом возрасте, в 30 лет, поступив в Американский университет Бейрута. Женщина арабского мира, она не просто выбрала путь в искусстве, но через свои работы заговорила о страсти, желании, красоте тела и сексуальности. В 1970-м Каланд переехала в Париж, где прожила 17 лет и сотрудничала с Пьером Карденом. Ее эксперименты с одеждой – продолжение размышлений о женской сущности и теле. Так появились кафтаны, скрывающие формы, обобщающие силуэт. На них изображены части тел, лица (серия «Тет-а-тет»). Затем Каланд жила в Калифорнии. В 2019 году художница скончалась в Бейруте в возрасте 88 лет. В Лондоне ее произведения были показаны в галерее Тейт в 2019 году.
В качестве визитной карточки «Кавкабы» был выбран яркий холст еще одной ливанской художницы – Самии Оссейран Жумблатт (Samia Osseiran Joumblatt) – «Формирующее излучение» (1968–1970 годы). Картина представляет нефигуративную композицию: на сине-зеленом фоне расположена насыщенно-желтая геометрически неправильная окружность, через которую лентой проходят разноцветные волны. Ниже находится красная окружность меньшего размера. Эта композиция, каждый элемент которой можно прочитывать как символ, напоминает кадры макросъемки из научных журналов, снимки из космоса, сцены из фантастических фильмов.
В коллекции Barjeel Art Foundation хранятся и совсем иные работы Самии Жумблатт. Ксилографии «Диана» и «Город № 8» (обе 1967 года) более традиционны. Во-первых, сама техника гравюры на дереве – одна из наиболее старинных. Во-вторых, в этих работах сильнее фигуративное начало. В целом, если познакомиться с работами Жумблатт без этикетки, то вряд ли подумаешь, что это произведения арабской художницы. И это неслучайно: в ее биографии довольно широкая география.
Художница родилась в 1944 году в третьем по величине городе Ливана – Сайде (финикийский Сидон). В 1965 году Самия окончила женский колледж Бейрута и получила степень бакалавра искусств (позже художница вернется туда в качестве преподавателя). Спустя два года Самия стала магистром изящных искусств во Флоренции, в 1970-х изучала японскую графику в Университете изящных искусств Токио. Затем художница вернулась в Ливан и создала там существующую по сей день НКО «Ремесленники Сайды и Южного Ливана», которая объединяет художниц и женщин-дизайнеров. Самия Жумблатт участвовала во многих групповых выставках в Ливане и за его пределами. В ее послужном списке персональные выставки в Бейруте, Флоренции, Осаке, Токио.
Следующий участник выставки – суданец Ибрагим эль-Салахи (Ibrahim El-Salahi), которого называют лидером хартумской школы и самым значимым современным африканским художником. В 2013 году он стал первым мастером, удостоившимся персональной ретроспективной выставки в лондонской галерее «Тейт Модерн». В работах художника соседствуют африканские, мусульманские и европейские мотивы и отсылки.
Отец Ибрагима заведовал коранической школой, то есть погружение эль-Салахи в арабскую каллиграфию началось еще в детстве. В 1949–1950 годах он обучался в школе дизайна колледжа имени Гордона, ставшего позднее Университетом Хартума. Затем эль-Салахи учился в лондонской Школе изящных искусств Слейда (Slade School of Fine Art) – лучшем учебном заведении Великобритании в области искусства и дизайна. Окончив его, художник вернулся в Судан и начал преподавать в Хартуме. Интересно, что продолжительный период жизни Ибрагим эль-Салахи посвятил госслужбе. Он организовал не существовавший ранее департамент культуры при посольстве Судана в Лондоне, а затем работал в министерстве информации Катара.
Несколько месяцев в 1975 году эль-Салахи провел под арестом на родине по обвинению в антиправительственной деятельности, хотя судебного разбирательства не было. Пока художник находился в тюрьме, он не знал, что его ждет в следующий момент: перевод в одиночную камеру, смертная казнь через отрубание головы или свобода. Чтобы сохранить себя, эль-Салахи рисовал. Бумаги у него не было, поэтому он использовал кусочки подручных материалов, которые потом закапывал во дворе, чтобы их не заметил охранник.
Из этих «зарисовок» родилась самая известная работа эль-Салахи – «Неизбежное» (1985 год). В одном из интервью художник объяснил, что неизбежно восстание народа против тирании. «Неизбежное» – композиция, состоящая из девяти квадратных рисунков тушью, соединенных как мозаика. Неслучайно работа экспонировалась в Музее Пикассо в Барселоне. Она очевидно перекликается с «Герникой» Пикассо и тематикой, и монументальностью, и лаконичностью черно-белого, и пластической выразительностью. Вообще в графике эль-Салахи ощутимы ассоциации с Пикассо. На сайте галереи Тейт выложен объемный материал об Ибрагиме эль-Салахи со ссылкой на ролик о «Неизбежном» на YouTube.
Вторая часть выставочного проекта Christie’s посвящена искусству Арабских Эмиратов. Ее название – «Переосмысленное искусство Эмиратов: Хасан Шариф и нынешние голоса» – связывает признанного классика современного арабского искусства с более молодыми художниками. Хасана Шарифа (1951–2016) называют пионером концептуализма. Его работы находятся в коллекциях галереи Тейт в Лондоне, Центра Помпиду в Париже, Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центра Гуггенхайма Абу-Даби, Арабского музея современного искусства в Дохе (Катар), других ведущих мировых музеев. С 2010 по 2021 год персональные ретроспективные выставки Хасана Шарифа прошли в разных странах Европы. Так, выставка 2021 года во французском Музее современного искусства Сент-Этьен Метрополь длилась полгода и занимала 1 тыс. м².
Шариф, художник и писатель, стал гуру для целого поколения мастеров арабского мира. Помимо живописи и графики, он обращался ко всевозможным техникам и практикам: инсталляции, ассамбляжам, перформансам. Мастер использовал самые разные материалы, в том числе найденные на рынках, – Шариф называл это археологией города. В его объемных арт-объектах используются самые обычные вещи: ложки, шлепанцы, газеты. Экспонируемые Christie’s работы Шарифа (живопись, графика, скульптура, инсталляции, ассамбляжи) происходят из одной из самых обширных частных коллекций и охватывают период с 1980-х, когда мастер жил в Лондоне, до его смерти в 2016-м в Дубае, где в основном и работал художник.
Творческая биография Хасана Шарифа началась в 1970-е годы с карикатур, публиковавшихся в разных периодических изданиях ОАЭ (государство было образовано всего несколькими годами ранее, в 1971-м). Также он был основателем и участником Общества изящных искусств ОАЭ и «Творческой мастерской» Театра молодежи Дубая. В 1979 году Шариф уехал из ОАЭ. Он обучался в Лондоне в Школе искусств Байема Шоу, которая в начале XXI века стала частью Центрального колледжа искусств и дизайна. В Великобритании Шариф понял, что его художественный опыт с карикатурами – неверный путь и надо быть открытым новым идеям. Его заинтересовал британский конструктивизм, особенно идея «случайности и порядка» британского художника и скульптора Кеннета Мартина (1905–1984), сформулировавшего мысль, что случайность задает математически точную последовательность.
В творчестве Хасана Шарифа важное значение приобретает ирония и абсурд. В его ранних перформансах сталкиваются «серьезное» и «комичное». В 2014 году в озаглавленном «Процесс и провокация» интервью журналу «Искусство в Америке» художник проясняет: «Я говорю, пока мой рот полон хлеба. Я делаю глоток воды. Я ем больше хлеба, говорю, пью больше воды. И подробно фиксирую все звуки. Все это время я говорю о серьезных вещах: политике и искусстве, – но это ироническая подача, пародирующая политиков, или лекторов».
В начале 1980-х перформансы Шарифа стали первыми опытами концептуального искусства в странах Персидского залива. С 1984 года Хасан Шариф организовывал выставки современного и актуального искусства в ОАЭ, писал статьи по истории искусства. Примечательно, что именно он перевел на арабский многие ключевые для искусства XX века тексты и манифесты, посвященные постимпрессионизму, кубизму, дадаизму, сюрреализму, конструктивизму, абстрактному экспрессионизму, орфизму, концептуализму, флюксусу, арте повера и минимализму.
Из следующего поколения художников ОАЭ Christie’s представляет работы младшего брата Хасана Шарифа Хуссейна (его произведения, включающие живопись, графику, инсталляции, коллажи, экспонировались во Франции, Германии, Голландии, России, Египте), Мохаммеда Казема, увлеченного видеоартом и перформансами друга и ученика Хасана Шарифа, концептуалиста Мохамеда Ахмеда Ибрагима, живущей в Бруклине фотографа Фары аль-Касими (училась в Йеле), фотографа и перформанс-мастера Алаы Эдрис, художницы, работающей с тканями, Зухры аль-Саех (училась в Художественном институте Чикаго) и других.
Специалисты констатируют: с начала XXI века художественный рынок интенсивно пополняется произведениями современных мастеров арабского мира. Растут и цены, и международный интерес к искусству арабских мастеров. На сайте Christie’s даже есть путеводитель по современному и актуальному искусству Ближнего Востока.
Одним из важнейших событий, связывающих Восток и Запад, стало открытие Лувра в Абу-Даби в 2017 году. Только за право использования имени Лувра Абу-Даби заплатил 525 млн долларов. Интересно, что замысел появился еще в 2007 году. На церемонии торжественного открытия присутствовали президенты Франции и ОАЭ. Также в Абу-Даби появился Центр Гуггенхайма.
Любопытным маркером этих тенденций взаимного увлечения стал образ арабского шейха-коллекционера из знаменитой ленты Гастона Дюпра «Шедевр».