В музее «Поленово» открылась выставка «Поленов и художники его круга». Это произошло 19 октября, когда в России отмечают День лицеиста. Мэтра очень ценили как педагога, он воспитал среди прочих Коровина, Левитана, Головина и других мастеров. А еще в уходящем году празднуют 180 лет со дня рождения Поленова. Переплетение сюжетов дает повод Ксении Апель рассказать и о самом Василии Поленове, и о художниках его круга, и об удивительном американце-русофиле, которого считают одним из первых глобалистов.
На аукционах произведений Василия Поленова представлено гораздо меньше, чем, например, Айвазовского. При этом цены на его работы и на внутреннем, и на международном рынке стабильно высокие. А некоторые продажи вполне можно назвать сенсационными.
Так, в августе этого года небольшой пейзаж Поленова «У стен замка» был продан на российском аукционе ARTinvestment (AI) за 3, 245 млн рублей. На майских торгах AI «Вид Иерусалима» ушел за 12,98 млн. А одним из рекордов площадки стала продажа картины Поленова «Венеция». В октябре прошлого года она ушла с торгов за 64,9 млн рублей. В августе 2023-го AI представил поленовские «Развалины Тель-Хум», купленные за 7,08 млн. В такую же сумму покупателю обошлась работа «Бассейн Иосифа Флавия» («Тивериадское озеро. Палестинский этюд») на аукционе в августе 2022 года.
На мировых торгах, где были представлены произведения Поленова, статистика такова. В марте этого года сюрпризом аукциона Bonhams «XIX век и искусство британского импрессионизма» стало то, что масштабное полотно Поленова на библейский сюжет «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим» возглавило топ продаж – 1 379 400 фунтов! У картины хороший провенанс – коллекция американского промышленника и дипломата Чарльза Крейна. Он купил работу ровно 100 лет назад на выставке русских художников в Нью-Йорке, в попечительский совет которой входил.
Та выставка была весьма обширна. Экспозиция включала работы более 100 мастеров и демонстрировала, насколько разнообразна русская школа конца XIX – первой четверти XX века. Правда, не все желающие смогли поучаствовать: отказ получили Малевич, Фальк, Кузнецов. Интересно, что задумал выставку не человек из мира искусства, а ученый, автор учебников по естественным наукам Иван Трояновский. Он же заинтриговал идеей издателя Ивана Сытина. В организации активно участвовал Игорь Грабарь, который тогда был директором Третьяковки.
Жаль, что здание Grand Central Palace, где прошла выставка, не сохранилось. А вот работа Кустодиева «Лихач», использованная в качестве афиши и не проданная тогда, в 2011 году была куплена на Christieʼs за 4 409 250 фунтов при эстимейте 1,5–2 млн фунтов. До продажи картина находилась в собрании Петра Капицы.
Мнения современников о значении выставки в Нью-Йорке противоречивы. С одной стороны, она была резонансной, о ней много писали. За полтора месяца экспозицию посетили 18 тыс. человек, весь тираж каталога был раскуплен, посетители также активно приобретали репродукции, а после Нью-Йорка выставка путешествовала по городам Америки еще 2 года. С другой – в Нью-Йорке было куплено только 93 оригинала, то есть примерно десятая часть всех экспонатов, охватывавших живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. А ведь задумана экспозиция была не только для знакомства американской и эмигрантской публики с русским искусством, но и в надежде на коммерческий успех. Положение многих мастеров оставляло желать лучшего. Работы продавали за 250–450 долларов, причем художники получали только половину, а остальное пошло на организационные расходы и на нужды Комиссии ВЦИК по борьбе с последствиями голода.
По воспоминаниям художника Константина Сомова, произведения молодых и дерзких художников (актуальное искусство начала XX века) не вызывали интереса и понимания, покупатели предпочитали «старую школу»: «Гвозди выставки – картины из жизни Христа Поленова, Нестеров, Богданов-Бельский. Пейзажи со снегами и изображения церквей». Были куплены 11 из 13 представленных в Нью-Йорке картин Поленова, который отправил в Америку «Генисаретское озеро» и 12 картин цикла «Из жизни Христа».
Первым, кто приобрел картину на русской выставке в Нью-Йорке, был Сергей Рахманинов. А основным покупателем работ Поленова считают Чарльза Крейна. Он был сыном владельца крупного производства. В 14 лет Чарльз бросил учебу и начал работать в отцовской компании, что не помешало ему получить 5 докторских степеней. Крейн очень много путешествовал: Англия, Испания, Франция, Италия, Османская империя, Египет, Палестина, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Греция, Китай, Япония, Индонезия, Средняя Азия. Забавно, что тяга к путешествиям возникла в результате того, что Крейн заразился малярией и доктор рекомендовал ему отправиться в Англию.
Помимо французского и немецкого американец владел русским языком. Впервые Крейн побывал в России в 1887 году по делам бизнеса и так заинтересовался нашей страной, что даже открыл при Чикагском университете кафедру славистики. Крейн настолько увлек своими идеями президента университета Вильяма Харпера, что тот в 1900 году составил ему компанию в путешествии в Россию. Вознаграждением стала встреча с Львом Толстым и императором Николаем II.
В общей сложности предприниматель из США посещал Россию более двух десятков раз и считал ее хранительницей восточных традиций (к слову, Восток в широком смысле очень интересовал Крейна). На его деньги был создан русский церковный хор в Нью-Йорке, выступавший в Белом доме перед президентом Вудро Вильсоном.
После февральской революции Крейн, советник американского президента по России, стал одним из главных переговорщиков, которые налаживали отношения между странами. А когда в 1929 году Сталин приказал закрыть Данилов монастырь в Москве, Крейн спас от возможной переплавки колокола, выкупил их за 50 тыс. долларов и затем подарил Гарварду. Причем весили колокола от 10 кг до 30,5 тонны. Кстати, звон именно этих колоколов раздавался в Гарварде в день гибели Мартина Лютера Кинга и террористической атаки на Америку 11 сентября 2001 года. В 2007–2008 годах колокола были возвращены в Москву.
Справедливости ради уточним, что особые отношения у Крейна, дружившего со многими интеллектуалами по другую сторону Атлантики, сложились не только с Россией, но и с Чехией. С семьей Томаша Масарика, который в 1918 году стал первым президентом Чехословацкой Республики, у Крейна возникла родственная связь. Сын Масарика Ян взял в жены дочь Крейна, Фрэнсис. Также Крейн покровительствовал Альфонсу Мухе. Самому известному ныне чешскому художнику Крейн заказал огромный цикл «Славянская эпопея».
Возвращаемся к русским мастерам. В коллекции Крейна были иконы, работы братьев Васнецовых, Верещагина, Малявина, Бенуа, Билибина, Рериха, фарфор завода братьев Корниловых, одного из ведущих предприятий России. В апреле 2006 года на монографическом аукционе Christieʼs в коллекции американца топовым результатом стала продажа «Отмены крепостного права в России» Альфонса Мухи (сюжет заказан Крейном) – 1,472 млн долларов. За ним следует «Базар в Самарканде» еще одного протеже мецената Григория Габашвили (Крейн профинансировал его поездку в Среднюю Азию) – 1,136 млн долларов. Если стоимость картины Мухи оказалась меньше нижней границы эстимейта, то цена работы Габашвили превысила верхнюю границу эстимейта почти в два раза.
Из коллекции Крейна происходят и картины Поленова «Стояли вдали» (другое название – «Голгофа»), которая в марте 2023 года принесла Bonhams 1 542 300 фунтов, «Повинен в смерти» (Bonhams, «Русские торги», 2011 год, 2 841 250 фунтов), «Кто из вас без греха» (там же, 4 073 250 фунтов). Последнее произведение, более известное у нас под названием «Христос и грешница», является одной из уменьшенных (118×239 cм) копий монументальной (325×611 см) работы Поленова, которая хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Зритель наблюдает кульминационный момент, когда сидящий у ступеней иерусалимского храма Христос отвечает старику-фарисею, как поступить с женщиной, которую за прелюбодеяние полагается забить камнями.
Обычно мы воспринимаем Василия Поленова как автора «Московского дворика». Хотя его художник написал почти случайно, когда, приехав в Москву, искал квартиру. В письме Ивану Крамскому Поленов извинялся, что не успел отправить что-либо более существенное на выставку передвижников. Для него «Дворик» был bagatelle, милой безделицей. Тем большее удивление вызвал фурор, произведенный «Двориком».
Ключевым в творчестве Поленова был библейский жанр. Художник говорил: «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах». Изначально он задумывал 85 картин, а реализовал 72 (!). Поленовскую «Жизнь Христа» увидели в Орле, Харькове, Киеве, Казани, Екатеринославле, Твери, Праге и позже в Нью-Йорке. Малоизвестно, что параллельно он составлял книгу «Иисус из Галилеи: свод 4 канонических Евангелий с некоторыми добавлениями из Деяний и Посланий апостолов».
Поленов стремился к максимальной исторической достоверности. Работая над циклом, он объездил Ближний Восток, исполнил сотни эскизов и набросков пейзажей, костюмов, архитектуры, зарисовывал местных жителей. Для художника не было второстепенных деталей, все должно было соответствовать эпохе. Глубина его подхода и масштаб замысла, конечно, ассоциируются с «Явлением Мессии» Александра Иванова.
Жизнь Поленова – пример, разбивающий многие стереотипы. И о бедном нетрезвом художнике, у которого дела идут настолько плохо, что хоть в петлю. И советские клише о «правильных» художниках. И постсоветскую неприязнь к передвижникам, которые ассоциировались прежде всего с разрисованными репродукциями плачевного качества в учебниках по литературе.
Аристократ по происхождению, Поленов, увидевший революцию и доживший до 1927 года, не был гоним советской властью. Он был правнуком архитектора Николая Львова, входившего в кружок Державина. Прадед по другой линии – прогрессивный юрист. Дед Поленова – академик, руководивший архивом МИД. Отец – ученый, библиограф, член Археологического и Географического обществ. А мать Поленова, Мария Алексеевна Воейкова, сама талантливая художница, написала одну из первых в России детских книг «Лето в Царском Селе», экземпляры которой были и в императорской семье. Мария Алексеевна дружила с воспитательницей наследников российского престола.
От возможных репрессий Василия Дмитриевича, вероятно, спасло искреннее увлечение народным искусством, мысли о создании Народного музея, работа и председательство в Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Поленов построил две школы в ближайших к его усадьбе деревнях. По его проекту и отчасти на его деньги в Москве на нынешней Зоологической улице (прежде – Медынке) было возведено здание в бретонском стиле, где в 1915 году открылся Дом народного театра.
Современники очень ценили Поленова как педагога. Он 12 лет вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Академия Глазунова). Именно Поленова считали «проводником» импрессионизма в России. У себя в доме Поленов устраивал рисовальные вечера для студентов. Его любимым учеником был Константин Коровин, но влияние распространялось не только на непосредственных подопечных. Среди ближайших реципиентов – младшая сестра Елена, талантливый график, мастер иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, и ее подруга, рано ушедшая тонкая художница Мария Якунчикова-Вебер. Их произведения наряду с работами других мастеров поленовского круга – желанные лоты на мировых аукционах.
Изображения предоставлены порталом и аукционом ARTinvestment.RU; Bonhams; Underwood & Underwood / Wikimedia Commons; Library of Congress