Лилии и орхидеи - Wealth Navigator

Лилии и орхидеи

Лилии и орхидеи

Осень нам дарит удивительную параллель, подмечает Ксения Апель. Практически одновременно в Париже и Санкт-­Петербурге проходят или планируются события, посвященные стеклу ар-нуво: октябрьский аукцион Sotheby’s «Душа стекла» и выставка «Источник красоты» в Эрмитаже.


Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель

На стартовавшем 30 сентября и завершающемся 8 октября ­аукционе Sotheby’s представит одно из лучших в Европе частных собраний – коллекцию маршана и мецената Фрэнсиса Мейера (Francis Meyer). Она насчитывает более 200 произведений Эмиля Галле и братьев Дом. Их работы – вершина декоративно-­прикладного искусства модерна (вспомним, что термин «дизайн» в нашем понимании появился позже, в 1960‑е). Эрмитаж в рамках выставки, которая открывается чуть позже, 1 ноября, покажет 111 предметов. Некоторые из них не знакомы зрителю: будут представлены произведения не только из собственной коллекции музея, но и частного петербургского собрания Ю. А. Борисова, не экспонировавшиеся ранее. Помимо произведений Галле и братьев Дом будут продемонстрированы изделия фабрик, не известных в России.

Эмиль Галле. Ваза «Карп»
Эмиль Галле. Ваза «Карп»
© Sotheby’s

Именно модерн (ар-нуво) меняет иерархию видов искусства, и декоративно-­прикладное искусство начинает играть совсем другую роль. Это связано с восходящей к романтизму идеей gesamtkunstwerk – синтеза искусств. И тут нам надо вспомнить, а что же было до ар-нуво?

В отличие от предшествовавших столетий, в XIX веке мы наблюдаем калейдоскоп явлений. В первой трети соседствуют и соперничают ампир и романтизм, который через братство назарейцев, затем прерафаэлитов и связанное с ними Движение искусств и ремесел протягивает руку модерну. На протяжении почти всего XIX века будут вспыхивать разнообразные стили прошлого: неоготика, неоренессанс, неорококо и так далее, что позволяет говорить об «эпохе историзма». При этом расходятся пути живописи, с одной стороны, и архитектуры и декоративно-­прикладного искусства – с другой. Так, например, не существует архитектуры импрессионизма. Завершает раздробленный век модерн, который пытается собрать все воедино. Как будто накануне Первой мировой вой­ны (а 1914 год – верхняя граница модерна) кто-то пытается удержать расползающуюся ткань.

Эмиль Галле. Чаша в форме раковины
Эмиль Галле. Чаша в форме раковины
© Sotheby’s

Историзм создал свое­образный отчет о том, какие стили и эпохи сменяли друг друга в искусстве. Мастера модерна решили уйти от ретроспективизма, сотворить нечто новое, современное. И эти качества подчеркнуты названиями стиля: модерн, ар-нуво, югендштиль. А основой новизны послужила природа. Во всех видах искусства в модерне мы встретим всевозможные флоральные мотивы, изображения насекомых, зверей и птиц, обращение к водной стихии и явлениям природы. Художники так и формулировали идею: произведения человека должны быть близки явлениям природы. Одним из самых ярких мастеров модерна стал Эмиль Галле (1846–1904), совершивший революцию в стеклоделии.

От ботаника до стеклодела

Галле поражает уже тем, сколько всего он успел придумать, воплотить, организовать. Он родился в Нанси в лютеранской семье. Его отец Шарль был художником и занимался производством фаянса, мебели и стекла. После окончания лицея Эмиль изучал ботанику и минералогию. Его наставником был профессор Доминик-­Александр Годрон, врач и ботаник, основавший в Нанси музей естествознания. При нем был ботанический сад, переименованный позже в честь профессора.

Эмиль Галле. Ваза «Деревья»
Эмиль Галле. Ваза «Деревья»
© Sotheby’s

Интерес к естественным наукам сочетался у Галле с любовью к искусству, занятиями рисунком и погружением в технологические процессы изготовления керамики и стекла. Секреты керамики Эмиль открывал в Сен-­Клемане, на фабрике отца, для которой он создавал модели, а магии стекла – в Майзентале, том самом городке, где были придуманы рождественские елочные стеклянные шары. С Майзенталем (сегодня там действует Международный центр стекла) Галле связывает более 20 лет жизни. С 1867‑го (Эмилю тогда был 21 год) он участвует в управлении семейным делом и представляет фабрику на Всемирной художественной выставке в Париже.

Орхидеи – популярный  мотив в творчестве Галле
Орхидеи – популярный мотив в творчестве Галле
© Sailko / CC BY 3.0

Выставка 1878 года принесла Галле четыре золотые медали. К этому моменту он уже пережил Франко-­прусскую вой­ну, куда отправился добровольцем, поработал в Лондоне в музее Кенгсинтона (ныне Музей Виктории и Альберта) и садах Кью, изучал старинное стекло и работы Филиппа-­Жозефа Броккара. Вскоре Галле расширяет стекольную, керамическую и мебельную мастерские. На предприятии Галле трудит­ся уже около 300 человек. Насыщенную выставочную деятельность – Мюнхен, Лондон, Франкфурт, Чикаго – венчает в 1889 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже (именно к этой выставке Гюстав Эйфель спроектировал знаменитую башню). Тогда же художнику был пожалован Орден почетного легиона – высшая государственная награда Франции.

С 1884 по 1889 год Галле работает над книгой «Заметки об искусстве», увидевшей свет уже после смерти мастера, в 1908‑м. Успех Галле был закреплен на Всемирной выставке 1900 года. А в 1901‑м совместно с другими художниками Лотарингии, Виктором Пруве, братьями Дом, Луи Мажорелем, Галле основал Объединение индустриальных искусств, известное как Школа Нанси. Вскоре Галле был избран ее президентом.

Эмиль Галле стремился гармонизировать не только мир науки, технологий и искусства, он активно участвовал в общественной жизни, организовывал вечерние школы для рабочих, входил во Французскую лигу прав человека и был одним из защитников Альфреда Дрейфуса. Так, на выставке 1900 года среди экспонатов появилась созданная в соавторстве с Виктором Пруве «Ваза темных людей» с нанесенной на нее надписью, направленной против судей Дрейфуса.

Эмиль Галле. «Ваза темных людей»
Эмиль Галле. «Ваза темных людей»
© Léna / CC BY 3.0

Но что же такого в стекле Эмиля Галле? Его работы – целая вселенная, где соединились наука, промышленность, поэзия и высочайший художест­венный уровень. Стекло – второй после керамики искусственный материал, освоенный человечеством еще в Древнем мире (хотя тогда стекло было совсем не таким, к какому мы привыкли, оно больше походило на керамику или изделия из камня). Но именно Галле придумал обрабатывать стекло травлением, причем каждый из нескольких цветных слоев – по-своему и в разных техниках. Сначала мастер наносил кислото­упорную мастику, затем предмет опускался в плавиковую кислоту. В результате художник добивался любимых модерном нежнейших цветовых переходов и удивительных эффектов: иллюзии внутреннего свечения, ощущения мутной воды, сквозь которую проглядывает жемчужина, огненных всполохов и многих других. Когда мы видим работы Галле, нам сначала вообще непонятно, какой это материал. Его стекло может напоминать полудрагоценные камни, минералы, мрамор.

«В его вазы нельзя ставить цветы : даже самые свежие выглядят увядшими», – говорили 
о шедеврах Галле
«В его вазы нельзя ставить цветы : даже самые свежие выглядят увядшими», – говорили
о шедеврах Галле
© Hargesheimer Kunstauktionen

Произведения Галле, как и вообще искусство модерна, символичны и многозначны. Нередко в декор художник вводит цитаты из поэтов-­символистов. Такие предметы называют «говорящим стеклом». Но излюб­ленный мотив в творчестве Галле – орхидеи. Именно их Галле изучал как ботаник. В искусстве модерна орхидеи символизируют смерть. Но дикая лотарингская орхидея для школы Нанси – символ родной земли. Модерн значительно расширяет изобразительный спектр, вводит растения, которые раньше оставались за кадром. Художники начинают любоваться сорняками, репейником, чертополохом. Но в нашем контексте чертополох еще и символ Нанси.

Галле и Россия. Все лучшее – Романовым

Фабрика Галле выпускала и серийные произведения, и предметы в нескольких экземплярах, и уникаты. Они часто выступали в роли дипломатических подарков. Таковы парные вазы с изображением орхидей 1889–1890 годов из коллекции Эрмитажа. Они были подарены Николаю II и Александре Федоровне во время официального визита императорской четы во Францию в 1896 году.

Другим известным подарком стал выпущенный мебельной мастерской Галле стол с маркетри-­столешницей «Флора Лотарингии». Его Александру III преподнес город Нанси. Декор столешницы составляют изображения характерных растений Лотарингии. Вспомним, что «Флора Лотарингии» – один из трудов профессора естествознания Доминика-­Александра Годрона, учителя Галле.

Эмиль Галле. Чаша «Природа»
Эмиль Галле. Чаша «Природа»
© Sotheby’s

К слову, Лотарингия вообще занимает очень интересное место в истории и искусстве. Первые ассоциа­ции с Лотарингией – Жанна Д’Арк и Столетняя вой­на. Наследство королей Лотарей (от них и название области), средневековое яблоко раздора Германии и Франции, Лотарингия официально стала частью Франции только в 1766 году в статусе особой провинции. В XVII веке Лотарингия подарила миру пейзажиста Клода Лоррена (это прозвище буквально означает «лотарингец»), караваджиста Жоржа де Латура, офортиста Жака Калло, то есть почти всех выдающихся мастеров столетия, которых мы теперь относим к французской школе.

Следующий всплеск художественной активности связан как раз с XIX веком и Школой Нанси. После Франко-­прусской вой­ны часть Лотарингии отошла Германии, из-за чего многие стали переселяться во французскую Лотарингию, что стимулировало производство художественного стекла. Среди таких переселенцев был и юрист Жан Дом, основатель фабрики братьев Дом. По Версальскому миру немецкая часть Лотарингии вернулась Франции, затем была оккупирована во время Второй мировой, по завершении которой снова стала французской.

Все хотят как Галле

Изделия Галле были очень популярны. Директор шампанского дома Perrier-­Jouët даже заказал Галле дизайн бутылки с белыми анемонами, ассоциировавшимися с сортом «шардоне».

Эмиль Галле. «Ваза с тропическими орхидеями»
Эмиль Галле. «Ваза с тропическими орхидеями»
© Sotheby’s

Вскоре стеклу Галле стали подражать по всей Европе. Появились понятия «стиль Галле» и «техника Галле». Декоративно-­прикладное искусство, в большинстве случаев предполагающее тираж, конечно, открывает прос­тор для антикварных детективов. Предметы в технике Галле, выполненные, например, на Императорском стекольном заводе Санкт-­Петербурга, ни в коем случае не подделки. К тому же они созданы в то же время, что и прототипы. Но если поменять клеймо одной фабрики на другую, цена возрастет ощутимо. Это больше относится к стереотипным предметам. Уникаты Галле сложны для воспроизведения, и подпись мастера тоже варьируется, вплетаясь в декоративную ткань. Отметим также, что помимо собственно фабрики Галле по заказам мастера и по его рисункам предметы исполняли на других предприятиях. А приобретенная художником фабрика на улице Ля Гаренн выпускала вазы Галле до 1931 года.

Братья Дом

Следующее по значимости после Галле стекольное предприятие ар-нуво – фабрика братьев Дом. Ее руководитель Жан-­Антонен Дом (1864–1930), инженер и художник, занимал должность вице-президента Школы Нанси. Изделия фабрик близки, оба предприятия работают с цветным многослойным стеклом в стилистике модерна. Но если Галле больше ориентировался на эстетический прорыв, создание высокохудожественных произведений, то братья Дом – на их адаптацию для массового производства. Фабрика братьев Дом существует и сегодня.

Что почем

Стекло ар-нуво широко представлено на аукционах. Так, в ноябре 2023 года на Sotheby’s «Ваза с тропическими орхидеями» Галле была продана за 12,7 тыс. евро. В 2016 году на монографическом аукционе Галле ваза 1899 (лот 115) была куплена за 43,75 тыс. евро, ваза «Коприн» – за 75 тыс. евро, а стоимость чаши «Природа» достигла отметки 247,5 тыс. евро.