Великие дороги мира - Wealth Navigator

Великие дороги мира

Великие дороги мира

Знаменитая Трасса-66 в США пролегает через сердце Америки и ее историю: в годы Великой депрессии по ней в поисках лучшей жизни перемещались огромные толпы переселенцев, во Вторую мировую нескончаемым потоком шла военная техника. «Мать дорог», как прозвал ее Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева», пожалуй, самый известный, но далеко не единственный маршрут, который позволяет уставшему от традиционных вариантов туристу познакомиться с заметными вехами мировой истории. WEALTH Navigator отобрал некоторые из них. Это овеянная тысячелетней историей Аппиева дорога, суперсовременный железнодорожный туннель под Ла-Маншем и поэтичный тракт Токайдо, по сути превративший маленькую деревушку Эдо в многомиллионный мегаполис Токио.


Текст: Ирина Удянская

Впервые опубликовано в журнале Automobile Quarterly.

Путь легионеров

Уходящая к горизонту цепочка древних базальтовых плит, живописные пинии на обочинах, которые так нравились влюбленному в Рим Иосифу Бродскому, мрачные катакомбы, заброшенные гробницы и величественные античные руины. Легендарную Via Appia, соединяющую Вечный город с портом Бриндизи на каблуке италь­янского «сапога», историки называют «царицей всех дорог». 570-километровая магистраль была сооружена в IV веке до нашей эры цензором Аппием Клавдием, растратившим на строительство почти всю государственную казну.

И рабы потрудились на совесть: дорога и в наши дни пригодна к эксплуатации. Хотя сегодня она, конечно же, представляет собой в первую очередь культурную ценность. Только подумайте, именно по этим плитам маршировали римские легионеры, отправлявшиеся на покорение чужих земель или возвращавшиеся после одержанных побед. Здесь проходило войско Спартака во время знаменитого восстания, а после его провала более 6 тыс. повстанцев были повешены вдоль дороги – в назидание непокорным.

Аппиева дорога проходит через 4 итальянские провинции и 12 городов

Благодаря Via Appia Рим наладил торговое сообщение с Востоком, откуда привозили дешевых невольниц и драгоценные пряности. Именно на ней находится христианская святыня, ежегодно притягивающая тысячи паломников. Церковь Domine Quo Vadis стоит на том самом месте, где сбежавший из тюрьмы апостол Петр встретил пристыдившего его Христа (Петр мечтал дойти по Аппиевой дороге до Бриндизи и оттуда отправиться на Восток, но потом все же вернулся в Рим и принял мученическую смерть). А в расположенных неподалеку катакомбах Сан-Себастьяна римские разбойники держали барона Данглара из «Графа Монте-Кристо». Такое впечатление, что каждый камень Аппиевой дороги может поведать любопытному туристу какую-нибудь занимательную историю, успевшую случиться с ним за много сотен лет. И когда-то эти истории были услышаны и запечатлены в произведениях Горация и Байрона, Гете и Диккенса.

Сегодня Аппиева дорога – национальный парк и главный античный некрополь. В Римской империи было запрещено хоронить людей в городе, поэтому урны с прахом, надгробные памятники и богато расписанные фамильные склепы устанавливали вдоль Via Appia. В историческом плане дороге повезло: она избежала массовой застройки, и шагающий по ней путешественник может отвлечься от суеты ХХI века и погрузиться в атмосферу античной истории. Но лучше всего передвигаться по Аппиевой дороге на велосипеде: частично национальное достояние асфальтировано, но есть и большие участки с огромными выпуклыми булыжниками и глубокими колеями, оставшимися еще от колесниц римских патрициев.

Лабиринты Евротуннеля

Идея соединить Великобританию с континентальной Европой родилась у выдающихся инженеров еще в XVII веке. Футуристические картинки с пересекающими Ла-Манш железнодорожными субмаринами в духе фантазий Жюля Верна появлялись на гравюрах старинных мас­теров. Французский инженер Альберт Матье-Фавье в 1802 году мечтал о том, чтобы туннель под проливом освещался масляными лампами и по нему колесили конные экипажи. Наполеон был готов поддержать этот проект, но из-за войны и постоянных политических разногласий между Англией и Францией «стройку века» отложили на неопределенный срок.

В 1876-м туннель по французским чертежам, одобренным английским парламентом, начали копать в первый раз, но через некоторое время британцы испугались, что через этот подкоп противник вторгнется на территорию Соединенного Королевства, и остановили работы. К тому времени было прорыто около 2000 метров с каждой стороны. Еще одна попытка пробурить туннель состоялась в 1922-м. Потом разразилась Вторая мировая война, и работа над проектом возобновилась лишь во второй половине ХХ века.

Выезд из Евротуннеля на британской стороне

В 1987 году правительства обеих стран подписали официальный договор на строительство Евротуннеля, сегодня признаваемого одним из чудес света. Туннель протяженностью 51 км, соединяющий Кале и Фолкстоун и проходящий на глубине 50 метров от дна пролива, бурили с двух противоположных сторон. И в 1990-м наконец-то свершилось то, о чем долго мечтали по обе стороны Ла-Манша: англичане и французы встретились в намеченной точке, причем благодаря навороченной системе лазерного позиционирования погрешность составила всего несколько сантиметров. В 1994-м ленточку над Евротуннелем – символом объединенной Европы – торжественно перерезали Елизавета II и Франсуа Миттеран. Теперь посуху добраться из Лондона в Париж и обратно можно всего за три часа.

По тройному туннелю с двумя железнодорожными путями и одним служебным, построенным на случай аварийных ситуаций, двигаются тоненькие серебряные змейки поездов Eurostar, их крейсерская скорость достигает 300 км/ч. Чтобы пересечь Ла-Манш, требуется всего 20 минут. За время эксплуатации в Евротуннеле несколько раза вспыхивал пожар, но каждый раз службам безопасности Франции и Великобритании удавалось избежать жертв. Кроме Eurostar, на линии действуют еще и специальные пассажирские шаттлы, в которые можно загрузиться, не выходя из автомобиля, а также разные виды грузовых поездов. В начале 2000-х Евротуннель часто использовали нелегальные иммигранты, стремившиеся попасть в Британию, известную своей лояльной эмигра­ционной политикой. Некоторые из них прятались в грузовых контейнерах, другие пытались пересечь Ла-Манш пешком, но терялись в подземных лабиринтах и были задержаны. Однако теперь на участках туннеля установили «жучки», а вход в него обнесли забором с колючей проволокой.

Лирические пейзажи Токайдо

Токайдо – самый древний и знаменитый японский тракт, построенный почти 400 лет назад. В XVII веке эта дорога соединила императорскую столицу Киото с небольшой деревушкой Эдо, где поселился со своей семьей верховный военачальник Иэясу Токугава. Реальная власть в Японии всегда сосредотачивалась у сегуна, а не у императора, так что до 1868 года именно клан Токугава фактически правил страной.

Однако мудрому сегуну, удалившемуся от столицы, не хотелось портить отношения с императором, поэтому он часто отправлял в Киото курьеров с богатыми подарками. А чтобы утихомирить феодальных князей, Токугава издал указ, обязывающий региональных правителей раз в два года приезжать в Эдо и жить там со свитой, насчитывавшей иногда до 20 тыс. человек.

Но не только для удобства сегунов было затеяно строительство Токайдо. В XVII веке страна, измученная междоусобицами, нуждалась в возрождении экономики и воcстановлении торговли, что было невозможно без налаживания торговых путей. Все эти причины заставили Токугаву начать строительство почти 500-километрового тракта, проходившего по тихоокеанскому побережью острова Хонсю и положившего начало всей дорожной сети Японии.

Символы Японии: Фудзияма и скоростной поезд Синкансэн

Благодаря Токайдо Эдо быстро превратился в самый крупный и густонаселенный город страны. Уже в XVII веке он превосходил по площади такие европейские города, как Рим и Лондон. В 1868-м Эдо был переименован в Токио и официально признан столицей государства.

Живописные станции Токайдо с маленькими деревушками, с запорошенными снегом горными вершинами, речками, мостами и колоритными местными жителями вдохновили знаменитых японских графиков XVIII–XIX веков Хокусая и Хиросигэ на создание гравюр, оказавших огромное влияние на живопись французских импрессионистов.

В 1889-м параллельно древнему тракту была проложена и железная дорога, в 1930-м появилось и автомобильное шоссе, а в 1940-м открылась первая в мире скоростная магистраль Синкансэн. Если во времена самураев путь из Киото в Эдо занимал от двух недель до месяца, то сегодня такое же расстояние можно преодолеть за два с половиной часа.