Открывшийся в начале сентября отель Cheval Blanc Paris, конечно, стал главным бриллиантом в блистательной гостиничной коллекции Бернара Арно, владельца LVMH, стремительно наращивающего свои активы в индустрии гостеприимства. Показательно, что открытие не стали откладывать, несмотря на то что туристический поток в мире так и не восстановился в полном объеме. И то, что ждать Бернар Арно не захотел, говорит только об одном: высокому люксу ковид не помеха.
С террасы Cheval Blanc Paris открывается роскошный панорамный вид. Париж тут весь на ладони и как в кино: прямо у ног – Сена и Лувр, через Новый мост – остров Сите с собором Парижский Богоматери, на севере – Монмартр и Сакре-Кер, на юго-востоке – Опера Бастилия. Новый отель расположен в 1-м аррондисмане Парижа, самом маленьком и самом величественном по количеству достопримечательностей. В этом году их полку прибыло. Еще в мае миллиардер Франсуа Пино, владелец холдинга Kering, аукциона Christie’s и свекр Сальмы Хайек, открыл в историческом здании Торговой биржи музей современного искусства со своей личной коллекцией, иметь который в Париже мечтал давно. А его давний соперник Бернар Арно, владелец LVMH и свекр Натальи Водяновой, наконец-то закончил реставрацию легендарного универмага La Samaritaine, одного из символов французского шика. В его здании как раз и расположился отель Cheval Blanc Paris.
Пожалуй, в давнем соперничестве между Пино и Арно в счете опять ведет последний. Парижане явно ждали La Samaritaine с большим нетерпением, чем музей, – историческое здание универмага у самого подножия Нового моста простояло в строительных лесах 16 лет, портя виды. Да и музей Арно открыл первым: его Fondation Louis Vuitton появился в 2014-м. Правда, он находится не в 1-м аррондисмане, а в Булонском лесу, но удаленное расположение не помешало институции стать одной из самых посещаемых во Франции.
Вернуть Парижу La Samaritaine оказалось делом довольно затратным.
В покупку и ремонт исторического здания в стиле ар-нуво Бернар Арно вложил почти миллиард евро. Впрочем, такие инвестиции он себе явно может позволить. За время пандемии владелец LVMH еще больше разбогател и сейчас занимает третье место в списке самых состоятельных людей планеты после Илона Маска и Джеффа Безоса, причем Арно – единственный не американец в top-10. Принадлежащий ему люксовый гигант, объединяющий такие бренды, как Louis Vuitton, Dior, Tiffany, Bvlgary, Moët & Chandon, Guerlain и т.д., чувствует себя как никогда уверенно: ожидается, что в этом году его выручка вырастет на 50% по сравнению с показателями 2019 года. Сегодня в мире покупается больше дорогих дизайнерских вещей, сумок, украшений и часов, чем до пандемии. И больше выпивается шампанского. Удивительно, но последнее верно даже для российского рынка, где традиционно игристые вина не пользуются спросом: в первом полугодии их потребление выросло на 11%. Видимо, мир жаждет праздника, хочет наряжаться и веселиться.
Cheval Blanc Paris такой праздник ему точно обеспечит. В отеле всего 72 номера: 26 стандартных и 46 сьютов. Дизайн отеля делал американский архитектор Питер Марино, в потфолио которого – оформление бутиков почти всех именитых люксовых марок. Номера и общественные пространства украшают предметы искусства музейного уровня из личной коллекции Бернара Арно. За высокую кухню отвечает Арно Донкель, один из самых амбициозных шефов Франции: в 2013-м, 35-летним, он стал самым молодым обладателем трех звезд Michelin (ресторан La Vague d’Or в отеле Cheval Blanc St-Tropez). Его появление в Париже создало настоящий ажиотаж: попасть на ужин к Донкелю архисложно – все забронировано на месяцы вперед. За сладкое в отеле отвечает Максим Фредерик, признанный ресторанным гидом Gault & Millau «лучшим шеф-кондитером года». Как он любит сам говорить, в его венах вместо крови течет молоко – нормандское молоко, которое производил его дед-фермер. Ну а у гостей трех ресторанов отеля – Plénitude, Le Tout-Paris, Langosteria и Limbar – после десертов Фредерика по всему телу явно разольется большое гастрономическое удовольствие.
Особая гордость Cheval Blanc Paris – винные погреба, в которых своего звездного часа ждут коллекционные Dom Pérignon 1969 года, редкие сотерны Château d’Yquem и винтажные бутылки Madeira, самая старая из которых датируется 1870 годом.
Строить отельную империю Бернар Арно начал в 2006-м, открыв в Куршевеле свой первый бутик-отель. Сегодня у него пять роскошных гостиниц под брендом Cheval Blanc (в Куршевеле, Сен-Тропе, на Мальдивах, в Сен-Бартелеми и Париже), в 2026-м ожидается появление шестой (в Лос-Анджелесе). Кроме того, LVMH принадлежат отели Bvlgari (в Милане, Лондоне, Пекине, Дубае, Шанхае и на Бали), а в 2019-м холдинг купил компанию Belmond с ее 33 гостиницами, находящимися под управлением в 24 странах, включая петербургский «Гранд Отель Европа». Так что каждый ценитель роскоши рано или поздно имеет шанс пожить в гостях у Бернара.
У отреставрированного La Samaritaine есть еще одна любопытная особенность, которая делает его знаковым объектом не только в истории мирового люкса, но и для постковидного мира. Помимо пятизвездочного отеля, где за ночь придется заплатить 1500 евро, люксового универмага и офисных помещений, в здании находится еще и социальное жилье – 96 муниципальных квартир, которые уже бесплатно розданы нуждающимся.
Выделять под соцжилье 20% площади – требование закона во Франции. А мэр Парижа Анн Идальго считает, что в столице этот показатель должен составлять не менее 25%, учитывая, как взлетели цены на жилье в последние годы. Только так в городе удастся сгладить социальную сегрегацию и добиться общественной солидарности, важного условия национального процветания для французов. Собственно, реставрация La Samaritaine затянулась еще и потому, что в 2014 году мэрия Парижа отклонила первый представленный ей на утверждение проект по той причине, что площадь, предназначенная для соцжилья, оказалась в нем недостаточной.
Ковид, как известно, не только позволил очень богатым еще больше разбогатеть, но и усугубил неравенство в доходах между участниками мировой экономики, привел к росту глобальной нищеты, сведя, по сути, на нет достижения нескольких лет борьбы с ней. И La Samaritaine, под давлением государства поделившийся одной пятой своих золотых квадратных метров с простыми парижанами, предлагает модель выхода из постковидного экономического кризиса. Посмотрим, насколько его пример будет заразителен для остального мира.