Мадам у себя дома - Wealth Navigator

Мадам у себя дома

Мадам у себя дома

Новый пятизвездочный парижский отель Maison Barrière Vendôme посвящен 26 женщинам, вдохновлен их вкладом в мифологию города. Женский вопрос вообще в Париже, и не только там, – сегодня один из важнейших. Братство, свою важнейшую политическую ценность, французы отныне рассматривают и под призмой сестринства.


Наталья Роно

У искусства женское лицо. Такой вывод можно сейчас сделать, глядя на афишу парижских выставок – женских имен в ней пруд пруди. Сегодня во Франции это официальная позиция – соблюдать в музеях и галереях гендерный баланс. Конечно, над любой квотой, будь то на­циональной, расовой или гендерной, можно смеяться, не доверять выбору, сделанному под ее давлением. Но нынешняя культурная политика и правда дает плоды: так, из пыльных архивов вытаскиваются на свет прекрасные художницы, меняется наша оптика восприятия истории искусства, оно, искусство, предстает многообразнее и интереснее.

Дамы на карте Парижа

Так, прямо сейчас в Париже чествуют Надю Ходасевич-Леже, русскую жену Фернана Леже, любительницу норковых шуб и учения Ленина, которая всегда находилась в его тени. Благодаря ей Музей Майоля, где до 23 марта проходит ее выставка, наполнился портретами Гагарина, Брежнева, Ленина, Сталина и Екатерины Фурцевой, советского министра культуры, с которой Надя дружила. А Центр Помпиду приглашает до 26 мая на большую выставку Сюзанны Валадон. Позировавшая всем французским художникам конца XIX века, она в итоге начала рисовать сама и живописала в первую очередь женские ню и женские портреты, освобождая их от мужского взгляда, который слишком часто воспринимает женщину как объект удовольствия, объективирует ее. У Валадон есть своя версия одалиски – популярного сюжета в живописи с начала XIX века. В традиционном изображении художников-мужчин одалиски обычно обнажены и представлены в неге. У Валадон она тоже расслаблена, но так, как может расслабиться женщина дома одна. В полосатых шароварах, майке на бретельках, с папироской в зубах, ее одалиска полулежит на пестром покрывале такая, какая она есть, не пытаясь никому понравиться. Эта одалиска абсолютно свободна от чужого, особенного мужского, взгляда и мнения.

Надя Ходасевич-Леже, «Купальщицы», 1953 год

У Валадон, первой дамы, принятой во французский Союз художников, есть в Париже свой постоянный адрес: Музей Монмартра на улице Корто был устроен в ее ателье, которое сохранилось почти в первозданном виде. Таких «женских адресов» во французской столице немного. И в соответствии с нынешней гендерной повесткой эту ошибку исправляют сейчас не только культурные институции, но и представители бизнеса. В январе этого года, почти одновременно с открытием выставки Валадон в Центре Помпиду, неподалеку от Вандомской площади распахнул двери новый отель Maison Barrière Vendôme, вдохновленный женщинами и посвященный им. Он стал новым адресом в Париже отельной группы Barrière, владеющей половиной казино во Франции и десятком роскошных гостиниц, для развития которых в свое время много всего сделала одна дама – Диана Дессень-Барьер.

Своя комната

Сара Бернар, урожденная Генриетта Бернар
Мата Хари, урожденная Маргарета Зелле

Состоящий из 26 номеров, сьютов и апартаментов Maison Barrière Vendôme чтит 26 женщин, каждая из которых в той или иной степени связана с Парижем. К небольшой досаде автора этих строк, имени Сюзанны Валадон среди них нет, но есть Сара Бернар, Жорж Санд, которая, как известно, по привычке XIX века своей женской природы стеснялась и писала о себе только в мужском роде, Нина Симон, Маргерит Юрсенар, Мария Кюри, Симона де Бовуар, Алис Ги, Бетт Дэвис, Агата Кристи, Мария Каллас, Одри Хепберн, Мата Хари и так далее. Дизайн номеров, разработанный Даниэлем Жибером, отсылает к хозяйкам пространства, вдохновляется историями их жизни, творчеством, вкладом в мировую историю и мифологию Парижа. Ресторан с впечатляющим коктейльным меню носит имя Frida и, конечно, посвящен Фриде Кало с ее бунтарством и удивительным чувством внутренней свободы.

Номер в отеле Maison Barrière Vendôme, посвященный Марлен Дитрих
Жорж Санд, урожденная Аврора Дюпен
Фрида Кало

В 1929 году Вирджиния Вулф, одна из важнейших английских писательниц XX века, опубликовала эссе «Своя комната», где объяснила незначительное число дам-литераторов в истории банальным отсутствием у женщин приватного пространства для творчества. Почти 100 лет спустя группа Barrière словно отзывается на тот текст Вулф и «выдает» в своем отеле каждой великой даме по «ее комнате». Конечно, остановиться в Maison Barrière Vendôme может любой, независимо от половой принадлежности, принцип соблюдения гендерного баланса в принципе не предполагает гендерного неравенства и сексизма. Но если вы много и часто жили во французской столице «у Ритца», «у Георга V», «у Фукетса», в честь которых тут названы роскошные отели, то почему не сменить оптику и не поселиться в номерах «у Маты», «у Марии», «у Симоны» и познать Париж в его женском измерении. Тем более что мир, в котором у каждого, мужчины или женщины, есть «своя комната» для того, чтобы в ней творить, делать его лучше – писать книгу, сочинять музыку, заниматься наукой, живописать одалиску по своим правилам, – явно добрее, гармоничнее и разнообразнее. Вот Париж таким и пытается стать.