В портфелях возрастных россиян в последние годы растет доля рискованных активов – акций и альтернативных инвестиций. Молодежь, наоборот, охотнее покупает золото, прежде считавшееся скучным и лишенным драйва защитным инструментом. WEALTH Navigator с помощью экспертов проанализировал, что стоит за изменением хрестоматийных стереотипов об инвестиционных предпочтениях представителей разных поколений.
Правило номер один: никогда не теряйте деньги. Правило номер два: никогда не забывайте правило номер один». Этим каноническим советом Уоррена Баффетта, который, кстати, 94% своего состояния заработал после 60 лет, можно описать стратегию большинства инвесторов в возрасте 60+. Они не хотят серьезно рисковать и ввязываться в авантюры с непредсказуемым результатом, рассказывает WEALTH Navigator руководитель проектов ИК «ВЕЛЕС Капитал» Валентина Савенкова. Хотя было бы некорректно проигнорировать тот факт, что все мы уникальные личности, и агрессивные спекулянты порой встречаются не только среди 55‑летних, но и среди 80‑летних, добавляет она.
Впрочем, далеко не всегда в портфелях зрелых инвесторов доминируют инструменты с фиксированной доходностью. Директор департамента по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал» Андрей Бабиян делится наблюдениями о сегменте 45–60 лет – это средний возраст ультрасостоятельных клиентов компании. После 2022 года они стали вкладываться в более рисковые активы, что, вероятно, отражает тренд на рост стоимости денег и желание заставить их работать активнее. «Защитная часть портфелей сократилась в среднем до 60%. При этом выросла доля акций и альтернативных инвестиций, в частности стратегий на коммерческую недвижимость, pre-IPO», – констатирует Бабиян.
Работает ли среди состоятельных клиентов правило «чем моложе – тем более активно и рискованно»? В целом да. «Молодые инвесторы, которым еще нет и 30 лет, хотят высокой доходности, чтобы быстрее накопить капитал, и стремятся изучить как можно больше инвестиционных инструментов, – рассуждает Валентина Савенкова. – При этом они в большинстве своем хорошо усваивают новую информацию, не боятся экспериментировать и живут с ощущением “у меня вся жизнь впереди, потеряю – компенсирую”. Так что и золото, и криптовалюты, как две противоположные стороны на шкале “риск – доходность”, вполне могут оказаться в фокусе их внимания».
А вот инвестор старше 30 лет, но еще не приближающийся к пенсионному возрасту, действует несколько осторожнее: ему, как правило, уже есть что терять. Доля консервативных инструментов в его портфеле растет, и чем больше размер капитала, тем она выше, рассказывает Савенкова. По ее словам, криптовалюты эта возрастная группа считает подходящим инструментом для рискованных спекуляций, однако не слишком рассматривает для долгосрочных инвестиций.
Как правило, молодежь выбирает более активные стратегии и торгует чаще. Представители старших поколений могут держать позицию годами, рассказывает управляющий директор по работе с клиентами «Ренессанс Капитал» Андрей Смирнов. По его наблюдениям, миллениалы (рожденные между 1981 и 1996 годами) и зумеры (родившиеся с середины 1990‑х до начала 2010‑х годов) более склонны инвестировать в новые и технологические компании и часто хотят совмещать делегирование в управлении капиталом с самостоятельной электронной торговлей.
Но заместитель генерального директора УК «ДОХОДЪ» Ольга Маслова обращает внимание на нюанс: хотя более молодые инвесторы, казалось бы, меньше боятся рисков, часто на деле они не готовы к их реализации. «В конце 2024 года мы провели опрос в нашем телеграм-канале: какие ощущения испытали бы инвесторы, если бы доходность широкого рынка акций за 10 (!) лет даже с учетом дивидендов оказалась нулевой. Итог – около 30% респондентов полностью разочаровались бы в акциях». О возрасте отвечавших можно судить по тому, кто представляет ядро русскоязычной аудитории Telegram: согласно исследованию сервиса Tgstat, это люди в возрасте от 25 до 44 лет.
При этом в зоне интереса миллениалов и отчасти зумеров по всему миру оказывается даже золото, всегда считавшееся консервативным и скучным активом. По данным опроса Bank of America Private Bank среди состоятельных американцев, 45% инвесторов в возрасте до 43 лет владеют золотом как физическим активом, а еще 45% заинтересованы в его приобретении, что значительно выше, чем у других возрастных групп. Одна из причин – рост цен на золото в последние два года.
Похожая тенденция видна и на российском рынке. По словам вице-президента инвестиционной компании «Золотая плата» Алексея Вязовского, если раньше среди покупателей инвестиционных золотых монет молодежь составляла порядка 10%, то за последние два года доля выросла до 20%. «Это более ликвидно, чем слитки. И более анонимно: у монет нет номеров, а слитки номерные, на них стоит штамп, информация о покупателях заносится в государственную систему ГИИС ДМДК. Это важно для молодежи, поскольку у нас есть примеры утечек баз данных», – объясняет Вязовский.
Молодо, но не зелено
Представители какого поколения в российских реалиях инвестируют эффективнее? Исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос. Так, брокерская компания «Финам», изучив портфели наиболее активных клиентов в 2022–2023 годах, обнаружила, что самую высокую годовую доходность показали портфели представителей поколения X – тех, кому примерно от 45 до 60 лет. Их портфели демонстрируют самую высокую годовую доходность за исследуемый период. Средняя доходность топ‑5 успешных портфелей в этом поколении составляет около 297%. Вторыми по доходности стали портфели миллениалов с показателем почти 294%. Средняя годовая доходность топ‑5 портфелей бумеров составляет около 273%, что ниже показателя самых доходных портфелей зумеров (более 276%).
Однако в исследовании, которое в прошлом году по инициативе Т-Банка провела Лаборатория инвестиционных исследований Центрального университета, утверждается, что лучше инвестирует молодежь до 25 лет. Относительная доходность их инвестиций была на 13% выше, чем у старших поколений.
У старших поколений стремление заработать сочетается с мыслями о продолжении династии, сохранении капитала для будущих поколений. Собственники крупного бизнеса, которые начинали свое дело в 90‑е и нулевые, за 30 лет сформировали значительный капитал и теперь решают вопросы по его структурированию, занимаются вопросами преемственности. А преемники, многим из которых 35–45 лет, постепенно включаются в процессы управления семейным капиталом, рассказывает WEALTH Navigator заместитель генерального директора УК «ДОХОДЪ» Ольга Маслова. По ее словам, семейные фонды в формате ЗПИФ в основном создаются людьми возраста 60+.
Однако нынешняя состоятельная молодежь может поменять подход к передаче наследства следующим поколениям. Как показал опрос Charles Schwab среди 1 тыс. американских хайнетов, многие богатые миллениалы, которым сейчас от 29 до 44 лет, и представители поколения X, от 45 до 60 лет, все чаще хотят делиться с детьми своим богатством еще в течение жизни (см. диаграмму), что отличает их от бумеров. Многие собираются оговорить определенные условия для передачи активов: то, как можно использовать деньги (такое условие планируют поставить 43% миллениалов), и возраст, когда ребенок получит доступ к средствам (46% представителей поколения X).
Возможно, иной взгляд на наследство будет и у преемников. Один из ярких примеров – австрийка Марлен Энгельхорн: когда ей исполнилось 27 лет, ей сообщили, что она унаследует состояние в 25 млн евро от своей бабушки – вдовы правнука основателя концерна BASF. Однако Энгельхорн решила перераспределить 90% своего наследства. «Это чистая удача в лотерее рождения и чистая случайность», – объясняла она в интервью газете Der Standard. Для этого Энгельхорн инициировала создание специального совета из 50 простых австрийцев, которые распределили ее состояние между 77 благотворительными, экологическими и исследовательскими организациями.
Журнал Time, включивший 32‑летнюю Энгельхорн в список 100 молодых людей, которые меняют мир, пишет, что она возглавляет авангард «новой филантропии». Издание отмечает, что в ближайшие 20 лет около 84 трлн долларов будут переданы наследникам от старших поколений, и «впервые в истории многие получатели признают, что та же экономическая система, которая произвела это богатство, одновременно породила глобальное неравенство и климатические кризисы».
Опрошенные WEALTH Navigator управляющие рассказывают, что не делают формальной градации клиентов по поколениям и не выделяют отдельно сотрудников для тех, «кому за», и для тех, «кому до». Но они видят некоторые особенности взаимодействия, которые учитывают в работе.
Для инвесторов 60+ проще традиционные способы коммуникации: по телефону или лично. Они ценят индивидуальный подход, возможность долго и вдумчиво пообщаться с менеджером. На встречах часто просят оставить им печатные материалы о продуктах, чтобы в дальнейшем внимательно изучить информацию, описывает предпочтения этой группы заместитель генерального директора УК «ДОХОДЪ» Ольга Маслова. «Нередко к нам приходят с вопросом, что нового появилось на финансовом рынке и что заслуживает внимания», – делится наблюдениями директор департамента по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал» Андрей Бабиян. «Клиенты этого возраста часто оставляют себе только принятие ключевых решений, а техническими моментами занимается доверенное лицо», – добавляет директор по инвестициям, начальник департамента по доверительному управлению активами УК «Ренессанс Капитал» Игорь Даниленко.
По словам Даниленко, самые крупные клиенты УК – собственники и топ-менеджеры среднего и крупного бизнеса 40+ и 50+: «Если они не занимаются инвестициями самостоятельно full-time, то предпочитают сформулировать подход в целом и делегировать инвестиционный процесс своему family office или нам как управляющим напрямую. При этом готовы детально разбираться в отдельных историях или инструментах в силу личного интереса или потому, что это релевантно их основному занятию».
Для молодых важны технологии в управлении капиталом: они ценят возможность дистанционного открытия счета, оперативную поддержку чат-ботов в режиме 24/7, удобство сайта и мобильного приложения. Зумеры и миллениалы хорошо понимают рынок, много читают – как аналитические обзоры, так и телеграм-каналы, – у них есть время и желание впитывать информацию и использовать ее в своих стратегиях, рассказывает управляющий директор по работе с клиентами УК «Ренессанс Капитал» Андрей Смирнов.
Отношение к финансам закладывается в детстве и подростковом возрасте, а затем трансформируется в течение жизни. Одна из важных вех – когда человек начинает подрабатывать и осознавать ценность денег. Когда миллениалы (рожденные в перестройку и 90‑е) были юными, было популярно раздавать листовки на промоакциях: подросток понимал, что его час стоит, например, 300 рублей. Нынешняя молодежь (так называемые зумеры, родившиеся после 2000‑х) больше зарабатывает в цифровом мире, продавая предметы в играх, вкладывая в криптовалюты. У них может формироваться иное отношение к деньгам: что это не следствие физического труда и возможность быстро заработать (отнес пиццу – получил деньги), а игра вдолгую.
Тех, кому сейчас от 60 до 78 лет, называют поколением бэби-бумеров. Они росли во времена больших стройпроектов и трудовой мобилизации, привыкли работать очень много, не оглядываясь на усталость. Это поколение помнит времена дефицита, умеет рачительно относиться к вещам и деньгам. Еще одно отличие бэби-бумеров – они получали квартиры от государства, стоя десятилетиями в очередях, а эра ипотеки пришлась уже на следующие поколения.
Ключевые позиции на рынке труда сейчас занимает поколение Х, его представителям примерно от 45 до 60 лет. Это поколение малочисленное, они потомки детей войны, родившихся в 1940‑е. При поколении Х началась эра «образования в течение всей жизни»: требования к профессионалам стали такими, что нужно не просто переподтверждать «корочку» каждые пять лет, а регулярно осваивать пласты абсолютно новой информации. Они хорошо ориентируются в современной финансовой системе, поскольку росли параллельно с этими инструментами. Но в криптовалютах могут чувствовать себя неуверенно и, возможно, не слишком хотят погружаться в эту тему.
Рожденные между 1981 и 1996 годами миллениалы – многочисленное поколение. В нулевые, поступая в вузы или впервые устраиваясь на работу, они всегда были в ситуации огромной конкуренции и требований наподобие «вам 20 лет, но у вас должен быть 10‑летний опыт работы в нашей сфере». Они росли во времена кризисов – сложных 1990‑х, конфликта на Северном Кавказе, затем кризиса 2008‑го, – что сделало их очень адаптивными.
Выросшее с гаджетами поколение Z (по разным классификациям, рожденные примерно с середины 1990‑х до начала 2010‑х годов) больше всех осведомлено о самых новых финансовых инструментах и, скорее всего, считает себя суперэкспертами в цифровых валютах. Но пока мы не знаем, возглавит ли поколение Z новую финансовую эру либо же наиграется с этим и будет вспоминать как об очередном пройденном квесте.