Вкалывают роботы - Wealth Navigator

Вкалывают роботы

Вкалывают роботы

Почти две трети российских хайнетов готовы управлять своими капиталами с использованием технологий, в частности мобильных приложений.

Осенью 2023-го технологический предприниматель Эдвард Моррис принял участие в IPO британского разработчика микропроцессоров Arm Holdings на бирже NASDAQ. Размещение, крупнейшее в мире в том году, оказалось успешным и для эмитента – компания выручила от продажи своих акций почти 5 млрд долларов, – и лично для Морриса. Он получил 30-процентную прибыль, хотя обычно закрывает сделку на уровне 10%. Интрига в том, что в оценке состояния и перспектив Arm Holdings Моррис полагался только на рекомендации ChatGPT.

Моррис задал искусственному интеллекту вопросы об истории компании, текущей деятельности и финансах, наличии негативных публикаций в прессе. Затем чат-бот на базе ИИ обобщил всю эту информацию. В интервью Financial Times Моррис с удовлетворением констатировал: если раньше сбор и анализ сведений об эмитенте требовал у инвестора много времени и сил, то появление ИИ кардинально изменило ситуацию.

Диаметрально противоположный биржевой опыт от общения с искусственным интеллектом несколькими годами ранее вынес гонконгский предприниматель Саматур Ли Кин-кан. Он подал иск на компанию Tyndaris Investments из-за результатов работы ее алгоритмической трейдинговой системы. Робот K1 с помощью ИИ анализировал новости и настроения рынка и выдавал рекомендации по оптимизации портфеля. Магнат поверил робоэдвайзеру, вложил 250 млн долларов, надеясь удвоить эту сумму, однако постоянно терял деньги, а однажды лишился за один день 20 млн долларов. В судебном иске предприниматель настаивал, что продавец робота сильно преувеличил его возможности. Ответчики же утверждали, что не давали гарантий прибыли. Чем закончился процесс, да и состоялся ли он вообще, непонятно. После громких заголовков в духе «Первый в истории суд над биржевым роботом» в СМИ воцарилась тишина, удивительная для сюжета с таким шумным началом.

Две эти истории наглядно иллюстрируют и возможности, и ограничения (вкупе с рисками) цифровизации, меняющей в том числе индустрию управления благосостоянием. WealthTech объединяет технологические решения в сфере управления благосостоянием – от робоэдвайзеров и инструментов глубокой аналитики портфелей до автоматизации рутинных задач финансовых консультантов. Под это же определение подпадают и цифровые семейные офисы, которые позволяют на единой платформе управлять активами, консультироваться с юристами, организовать обучение ребенка в зарубежной школе и так далее. И хотя WealthTech как сегмент FinTech-рынка в основном ориентирован на индустрию управления крупными капиталами и состоятельных инвесторов, кажется, что постепенно фокус размывается до более широкого круга клиентов. В глобальный WealthTech часто включают и «демократичные» сервисы для микроинвестиций, и онлайн-­брокеров. Технологии помогают не только инвестировать, но и получать советы о том, как это делать, пусть не от живого консультанта, а от искусственного интеллекта.

В России WealthTech-решения развивают основные FinTech-игроки, главным образом крупные банки. К примеру, Сбер предлагает премиальным клиентам трекер на основе ИИ, который анализирует жесткость риторики релизов Банка России после заседаний по ключевой ставке и определяет оптимальные инвестиционные инструменты на долговом рынке. Для массового клиента БКС запустил голосового инвестиционного консультанта, а Т-Банк – цифрового управляющего, который собирает портфель под заданные параметры и автоматически поддерживает выбранную стратегию.

WealthTech для состоятельных клиентов

Предпочтения клиентов будут меняться в сторону решений на основе технологий. В этом уверены 72% управляющих активами, опрошенных консалтинговой компанией PwC для ее исследования «Революция в управлении активами и благосостоянием в 2024 году» (Asset and wealth management revolution 2024). В первую очередь это касается рожденного в цифровую эпоху молодого поколения инвесторов. Многие из них в ближайшие десятилетия станут бенефициарами многомиллиардной передачи активов от старшего поколения. Наследники готовы легко сменить управляющих на ИИ, если те не смогут удовлетворить их требования к скорости, автоматизации процессов и стоимости услуг.

Но это произойдет в будущем, пусть и недалеком. А сегодняшние владельцы крупных капиталов – насколько они хотят управлять финансами «в два клика»? Некоторые выводы можно сделать из исследования компании «Технологии Доверия». В 2023 году ее эксперты опросили клиентов российских private banking о том, насколько они готовы расширять свой цифровой опыт. 64% респондентов готовы взаимодействовать с банком через мобильное приложение, при этом интерес в личных встречах с консультантами и менеджерами остается у 29%. Примерно для половины (48%) важна дистанционная покупка ценных бумаг, а каждый третий хочет иметь доступ к чату с инвестиционным консультантом (35%) и возможность получить индивидуальный подбор инвестиционных инструментов онлайн (34% опрошенных).

Международная консалтинговая компания Capgemini в исследовании «Консультирование по вопросам благосостояния в 2024 году: ключевые тенденции для достижения успеха» (Wealth advising 2024: Key trends for success) пишет о необходимости гибридного подхода к HNWI-клиентам. Речь о сочетании традиционных, «живых», консультационных услуг с цифровыми решениями. Многие HNWI хотят большего, чем персонализированный портфель на основе анализа данных: они ценят человеческие отношения, которые могут поддержать их в преодолении сомнений, сопутствующих сложным финансовым решениям.

Человек не машина, эмоции и когнитивные предубеждения влияют на решения инвесторов, каким бы ни был размер их капитала. Отчасти технологии помогают и здесь: они позволяют более глубоко анализировать, как клиент относится к риску, сильно ли реагирует на стресс, каков его стиль принятия решений. Хороший менеджер учтет эти особенности при разработке персональных инвестиционных рекомендаций. Один из примеров такого гибридного подхода – цифровая платформа Merrill Advisor Match от Merill Wealth Management. Она помогает HNWI-клиентам найти финансового консультанта, отвечающего их предпочтениям и потребностям.

WealthTech для бизнеса

В индустрии управления благосостоянием к направлению WealthTech относят не только сервисы для повышения операционной эффективности компаний, программы бизнес-­аналитики, CRM-системы, но и даже, например, инструменты оптимизации соцсетей. В общем, все то, что позволяет автоматизировать «ручные» процессы, вплоть до создания резюме встреч и маркетинговых текстов.

Так, Morgan Stanley разработал и внед­рил бота, который упрощает рутинные задачи управляющих активами. Работающий на базе языковой модели OpenAI ИИ-помощник позволяет финансовым консультантам банка находить необходимую информацию во внутренней базе данных, содержащей более 100 тыс. документов. Как рассказал Financial Times один из консультантов Патрик Биггс, чат-бот позволяет ему «эффективно находить и извлекать внутреннюю информацию» и обобщать корпоративные процессы, благодаря чему он может уделять больше времени клиентам. «До появления этой технологии мне приходилось продираться через PDF-файлы и исследования, чтобы найти то, что нам нужно. Это было тем более сложно потому, что процедуры могут эволюционировать и рынки меняются каждый день», – рассказал Биггс.

Другие варианты использования искусственного интеллекта в роли «второго пилота» в индустрии управления благосостоянием можно представить, прочитав отчет консалтинговой компании BCG «Расцвет эры генеративного ИИ» (The GenAI Era Unfolds). «В то время как менеджер готовится к разговору с важным клиентом, ИИ-помощник помогает ему генерировать индивидуализированные инвестиционные идеи и составлять детальный проект повестки встречи. На ней помощник дает рекомендации на основе рыночных тенденций и прошлых взаимодействий с клиентом. А после встречи он делится своими заметками и предлагает дальнейшие шаги», – пишут авторы.

В семейных офисах одним из главных сценариев использования ИИ, скорее всего, станет управление портфелем. Такое мнение инсайдеров отрасли содержится в отчете Family Office Software & Technology Report 2024 от компании Simple. Технологии позволяют анализировать огромные объемы данных, чтобы выявлять инвестиционные возможности и риски, оптимизировать портфели. ИИ упрощает навигацию по огромным массивам информации и анализ этих данных.

Главный вопрос для бизнеса: WealthTech – генератор прибыли или статья расходов? Внедрение новых технологических решений стимулирует рост прибыли, уверяют 80% из 260 управляющих, опрошенных компанией PwC в исследовании «Революция в управлении активами и благосостоянием в 2024 году». Еще больше процент тех, кто видит улучшения в операционной эффективности (график 1).

Когда авторы того же отчета спросили у представителей индустрии и институциональных инвесторов, какие технологии больше всего будут влиять на будущее индустрии в ближайшие годы, голоса довольно равномерно распределились между ИИ, облачной инфраструктурой, большими данными и блокчейном (график 2). При этом у респондентов, сказано в исследовании, растет понимание, что движущей силой изменений является не какая-то одна конкретная технология, а скорее их конвергенция.

Перспективы

В 2024 году, по оценкам The Business Research Company, глобальный рынок WealthTech вырос до 5,4 млрд долларов. Годом ранее он оценивался в 4,7 млрд. Аналитики ожидают дальнейшего стремительного роста – до 10,8 млрд долларов в 2029 году (график 3). Этому будут способствовать растущий интерес к цифровым услугам, повышение уровня кибербезопасности и качества обслуживания клиентов – и все это на фоне более широкого внедрения технологий.

На перспективы сегмента влияет и рост количества богатых людей: согласно World Wealth Report 2024 консалтинговой компании Capgemini, число HNWI и UHNWI в мире в 2023 году выросло на 5,1%. Кроме того, индустрия управления благосостоянием стремится к диверсификации – не только в плане содержимого инвестпортфеля, но и в желании выйти за рамки своей традиционной аудитории, привлекая молодое поколение и инвесторов из сегмента affluent. B этом могут помочь технологические решения.