Купить частичку вечности - Wealth Navigator

Купить частичку вечности

Купить частичку вечности

Артем Тагиров – о последствиях дистанцирования российского рынка люксовых часов от общемирового.

Ситуация в мире

Артем Тагиров, часовой эксперт и продюсер, основатель CHRONOSCOPE TV

В последнее время глобальный рынок часов был сильно раздут. В начале 2020‑х годов в этой сфере образовывался большой пузырь: после ковида снова увеличивались поставки из Швейцарии, производители повышали расценки на все часы, а цены на популярные модели на вторичном рынке стремительно росли. Вследствие кризиса в самых разных сферах по всему миру пузырь начал сдуваться.

Снижение идет по всем фронтам. В основном, конечно, за счет падения спроса в Китае. «Большие киты» – LVMH, Richemont, Swatch Group – вынужденно рапортуют о снижении доходов. Но в их ситуации в целом падение перекрывают продажи ювелирных марок (Cartier, Van Cleef & Arpels) и брендов других категорий.

Что происходит в России?

Первое, что повлияло на российский рынок люксовых часов, – это санкции. Официально люксовые часы дороже 300 евро в Россию не поставляются. В реальности же часовые салоны продолжают работать. Там продают старый сток или организуют вторичный импорт через третьи страны, что отражается на ценах. Прибавка может составлять 20–50%. Кроме того, растет число операторов, байеров и иных представителей серого рынка. Часто это люди, которые ранее работали в официальных бутиках брендов, но попали под сокращение во время вынужденной заморозки деятельности российских представительств европейских компаний.

Выход из сложившейся ситуации ищут не только предприимчивые одиночки, но и крупные игроки, например ЦУМ, организуя ресейл-­платформы (TSUM COLLECT), своего рода комиссионки. Иными словами, если у кого-то есть желание приобрести дорогие часы сейчас в России, то это возможно.

Второй важный фактор, повлиявший на состояние рынка, – разрушение той экосистемы, которая существовала вокруг торговли дорогими швейцарскими часами и работы часовых представительств. Речь идет не только о скорости появления новинок в продаже и последующем сервисе. Присутствие брендов в России поддерживалось многомиллионными рекламными бюджетами. С уходом рекламодателей сильно понизился уровень вовлеченности в процесс известных блогеров, актеров, спортсменов. Даже Большой театр потерял своих ювелирных и часовых партнеров. Без битвы за внимание потенциального покупателя интерес к покупке часов угасает.

Хотя в этой области акценты сместились в географическом смысле. Покупатели самого недоступного часового люкса, crème de la crème индустрии, много путешествуют, поэтому приобрести желанные часы они могут, например, в Дубае, Абу-­Даби, Катаре. После введения санкций иностранные продавцы пытались дистанцироваться от российских потребителей, но со временем ситуация изменилась. Некоторые бренды даже постарались усилить команды иностранных точек продаж бывшими сотрудниками московских бутиков. Личные контакты и базы клиентов опытных продавцов сегодня на вес золота.

Еще на российском рынке часов происходит одна знаменательная вещь: люди стали проявлять повышенный интерес ко всему, что производится у нас в стране. Отечественные часовщики пользуются огромной популярностью. Очередь на приобретение российских часов иногда расписана на несколько лет вперед. Произведения мировой звезды – Константина Чайкина (его часы стоят десятки тысяч долларов) – экспонируются в Государственном историческом музее. Коллекционеры со всего мира тратят суммы, сопоставимые с ценами на продукцию швейцарских домов, на часы Александра Нестеренко, Антона Суханова и Сергея Волкова. Постоянно появляются новые имена – Рашид Цороев, Кирилл Чернецкий, Дмитрий Чугунов, – и восстанавливаются старые часовые производства – «Ракета», «Молния», «Агат», «Слава».

Как замерить эмоциональный капитал

Инвестиции в часы не вписываются в сухой финансовый или бухгалтерский язык. Вложение средств для получения прибыли в случае с часами может не оправдать себя. Конечно, известны случаи, и их довольно много, когда цена на какую-­нибудь модель многократно вырастала со временем, но все-таки закономерностей и гарантий тут нет. Многие покупатели часов руководствуются совсем другими мотивами. Они говорят про эмоциональный капитал, который трудно оценить в каких бы то ни было цифрах.

Зато именно на инвестиции часто настаивают как раз продавцы часов, призывая приобрести ту или иную модель с расчетом на будущую выгодную продажу. В моей практике были случаи, и немало, когда ко мне обращались за помощью в реализации таких, купленных в качестве инвестиций, часов. Увы, иногда подобные сделки оказываются проигрышными.

Если для вас очень важен фактор сохранения стоимости часов, то перед покупкой стоит изучить инструменты для отслеживания вторичного рынка на Chrono24 и WatchCharts. В часовом мире есть звезды, которые загораются и гаснут, а есть имена, сохраняющие свою ценность десятилетиями.

Приобретая часы, мы покупаем частичку вечности, получаем возможность приобщиться к истории марки, работе мастеров, владеющих художественными техниками, гениев инженерной мысли. Мы ценим в часах не столько вес золота или платины, сколько иррациональные, эфемерные вещи, которых в нашем мире очень мало.