Что движет общественным запросом на повышение налогов для самых богатых? Авторы проведенного в США крайне
любопытного исследования ставят под сомнение устоявшиеся взгляды на спусковой механизм перераспределения богатства.
WEALTH Navigator прочитал эту работу.
Какие налоги должны платить миллиардеры и как на это представление влияет их имидж? Таким вопросом в исследовании «Миллиардер-суперзвезда: публичный имидж и требования налогообложения» задались Рикардо Перес-Трулья, преподаватель экономики Школы менеджмента Андерсона Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и Джеффри Юсов из Университета Цюриха.
В Соединенных Штатах проживает 741 миллиардер, их общее состояние оценивается в 5,2 трлн долларов. Американские миллиардеры открыты для внимания публики. Их романтические отношения и другие аспекты частной жизни широко освещаются в медиа. Несколько миллиардеров выдвигались кандидатами в президенты Соединенных Штатов, и один был избран главой государства. «Мы измерили общественное представление о миллиардерах, включая их образ жизни, уровень богатства и деловую хватку. И попытались определить, насколько широкий доступ к информации о миллиардерах влияет на запрос на налогообложение (demand on taxation)», – объясняют авторы исследования.
Из списка богатейших американцев Forbes 2023 года исследователи выбрали пятерых. Это Илон Маск, Джеф Безос, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Майкл Блумберг. Они широко известны, медиа регулярно пишут об их бизнесе и частной жизни, а связанные с ними компании – одни из самых дорогих в мире. Миллиардеров рандомно распределили между 9013 участниками исследования. Так же случайным образом респонденты разделились на четыре исследовательских направления: налоги, доходы (отдельно за год и за день), предметы роскоши (или лакшери), а также везение. Сначала нужно было, что называется, с чистого листа ответить на вопросы о миллиардерах – оценить их доходы и ставки, по которым они платят налоги, стоимость их имущества, роль счастливого случая в обретении богатства.
На следующем этапе респондентам предоставляли информацию о миллиардерах (просто статистику, газетные статьи, фотографии) и снова задавали аналогичные вопросы. Это позволило понять, были ли у респондента существенные заблуждения в самом начале и удалось ли ему изменить свои представления в процессе исследования.
Последняя часть исследования состояла из набора одинаковых для всех групп вопросов, ответы на которые должны были сыграть роль результирующей переменной. Например, какую ставку налога на богатых они выбрали бы, считают ли справедливым нынешнюю ситуацию с налогообложением миллиардеров. Чтобы оценить отношение респондентов к бизнесу миллиардеров, им показали рюкзак с логотипом этих компаний и предложили назвать цену, которую готовы заплатить за него. Интуитивно понятно, что люди с негативным отношением к компании не захотят ходить с таким рюкзаком.
Группе из 81 эксперта, преимущественно профессоров, предложили спрогнозировать результаты исследования. Ожидалось, что все группы позитивно оценят перспективу повышения налогов.
Не секрет, что 1% самых богатых американцев владеет 30% общего состояния. Так или иначе, считается, что миллиардеры платят налоги по более низкой ставке, чем средний американец. В 2022 году независимое медиа ProPublica, отталкиваясь от данных IRS, налогового управления США, опубликовало расследование о том, сколько налогов платили 400 богатейших американцев в 2013–2018 годах. Выяснилось, что они отдавали в бюджет в среднем 16% своих доходов, в то время как средний американец – 21%. На эту информацию ссылаются исследователи, уточняя, что данные о том, сколько налогов платит каждый конкретный миллиардер, официально не раскрываются. Респонденты чаще оценивали ставку для миллиардеров выше, чем ProPublica.
В дополнение к тому, по какой ставке платят налог миллиардеры, общественность может волновать вопрос, соблюдают ли они правила или обводят систему вокруг пальца. Больше половины респондентов с самого начала считали, что миллиардеры злоупотребляют налоговыми послаблениями. Их убеждения укрепились после того, как они получили информацию о финансовых стратегиях, которые применяются для снижения налогов. Например, миллиардеры вместо денег получают акции – в таком случае платить налоги нужно будет только при их продаже. Под залог акций можно делать заимствования, которые также не попадают под налогообложение. Еще миллиардеры создают небольшие компании в налоговых убежищах и переводят туда доходы от бизнеса. Транснациональные компании из США переводят около половины полученной за рубежом прибыли в страны с низкими налогами, из-за чего американское правительство недополучает примерно 50 млрд долларов налогов.
Неравенство между миллиардерами и средним американцем заметнее всего было в направлениях «лакшери» и «доходы».
Респондентам надо было оценить дом. Для примера взяли особняк Билла Гейтса в штате Вашингтон, с бассейном, батутной комнатой, спортзалом, кинотеатром, библиотекой и залом для приемов на 200 гостей. Его стоимость – 130 млн долларов – угадали (с отклонениями на 5% в обе стороны) только 3,3% участников. Остальные были склонны скорее недооценить, чем переоценить его.
Точно так же меньше 1% адекватно оценили доходы миллиардеров (в том же диапазоне). И снова тех, кто оценил эти доходы ниже реальных, было больше.
Состояния приобретены честным и тяжелым трудом – это утверждение должны были подтвердить или опровергнуть участники группы «Везение». Им предложили истории о хитростях в ведении бизнеса, например, о том, как Билла Гейтса обвиняли в краже идеи Windows у Apple (не удалось найти ничего такого лишь в случае Майкла Блумберга). Эта информация не прибавила общественной симпатии к миллиардерам, не говоря уже о восхищении ими. Однако на запрос относительно налогообложения она практически не повлияла.
Потом у респондентов спросили, какую ставку для людей с ежегодным доходом более 10 млн долларов они предложили бы, если правительство решит ввести новый налог. Большинство (78,5%) поддерживают предложение увеличить налогообложение самых богатых. Однако средняя предлагаемая налоговая ставка 42,5% немногим больше действующей сейчас самой высокой ставки налога на доходы (37%).
Люди не видят смысла в повышении налоговых ставок, раз сверхбогатые находят способ уйти от налогов, считают авторы исследования.
столько налогов платят в среднем 400 самых богатых граждан США. Соответствующий показатель в случае со среднестатистическим американцем – 21%
Источник: ProPublica.
Другое объяснение – эффект статус-кво: люди стремятся к тому, чтобы положение вещей оставалось достаточно стабильным. Если в их представлении миллиардеры платят налог 30%, они предлагают повысить его до 40%, то есть на 10 процентных пунктов. Для простоты представим, что респондент считает справедливым для миллиардеров налог в 40%. И если он полагает, что сверхбогатые платят налог в 20%, требование увеличить его до 40% предполагает повышение на 20 процентных пунктов, или в два раза. Эффект статус-кво в данном случае может сдерживать это требование, и тогда более комфортным будет предложение повысить налог до 30%. Для человека, индифферентного к сохранению статус-кво, требование удвоить налоговую ставку будет нормальным. Скорее всего, средняя выбранная ставка будет находиться между 30 и 40% в зависимости от того, насколько сильно проявляется этот эффект.
Наряду с более высоким налогообложением миллиардеров люди выступают за повышение налогов для их компаний. Тут разброс мнений достаточно велик. В среднем респонденты ожидают корпоративного налога 39,8%. Это выше, чем нынешняя ставка в 21% и даже чем 35%, действовавшая до принятия закона о сокращении налогов и рабочих мест в 2017 году.
Большинство требований сохранялись и при повторном опросе, который проводился через месяц.
Результаты исследования ставят под сомнение некоторые устоявшиеся взгляды о стремлении перераспределить благосостояние. Вопреки предсказаниями экспертов о том, что на требование повысить налоги позитивно повлияют все направления, большинство из них имели нулевой или негативный эффект.
Хотя люди и осознают, что миллиардеры обязаны своим успехом не только своей честности и упорному труду, это убеждение практически не влияет на запрос повысить налоги. Исследователи объясняют это тем, что экономический успех чаще воспринимается как результат разных факторов, в числе которых навыки, упорный труд, возможности и обстоятельства. Комплекс этих причин не позволяет связывать достаток исключительно с удачей, поэтому обосновать повышенное налогообложение в данном случае сложнее. Это объяснение подтверждается данными о том, что люди легче принимают неравенство, обусловленное рыночными силами или неравными обстоятельствами, даже если эти силы вне их контроля.
В то же время участники из группы «Лакшери», получившие информацию о недвижимости Билла Гейтса, указали предпочтительную ставку налога на 2 процентных пункта выше, чем остальные. На этом направлении влияние чувства несправедливости и, соответственно, поддержки политики повышения налогов выражены сильнее.
Это доказывает, что визуализация дает больший эмоциональный отклик, чем статистика, считают исследователи. Фото роскошного дома может вызвать зависть, чувства несправедливости и обиды. В свою очередь, это подтолкнет людей к поддержке мер, нацеленных на снижение неравенства. И наоборот, простая статистика о богатстве не вызовет такой эмоциональной реакции, поэтому эффект будет слабее.
С одной стороны, демонстрация шикарных особняков, принадлежащих миллиардерам, заметно увеличивает запрос на повышение налогов. То есть можно предположить, что визуальные проявления богатства могут ощутимо повлиять на общественное мнение. С другой стороны, информация о том, что миллиардеры платят налоги по низким ставкам, приводит к существенной негативной реакции, аналогичной эффекту статус-кво.
Визуальные элементы и фактические детали стиля жизни существенно повысили поддержку мер повышения налогов. Когда участникам предоставлялась только статистическая информация о доходах сверхбогатых, их приверженность требованиям повысить налоги была ниже. То есть эмоционально заряженный контент может быть более эффективным при переключении общественного мнения на поддержку политики перераспределения.