Добрая дюжина - Wealth Navigator

Добрая дюжина

Добрая дюжина

Ресторанный критик, издатель путеводителя 50 Best Tastes of Russia Дмитрий Алексеев – о главных тенденциях бизнеса, ориентированного на стиль жизни.

К общему знаменателю

Сельское хозяйство, производство продуктов питания, виноделие, рестораны, отели, мода, дизайн, косметика, банки, ювелирное искусство, издательский бизнес – казалось бы, это совершенно разные сферы. Но у них есть общий знаменатель. И это туризм, на сегодня – один из ведущих локомотивов развития экономики всей страны. Этой отрасли было посвящено очередное деловое мероприятие 50 Best Tastes of Russia, собравшее лидеров главных проектов, компаний, брендов, легенд российского бизнеса самого высокого мирового уровня.

Дмитрий Алексеев

Направление мысли

Самое важное в любом деле – и экономика не исключение – принцип. Как мы помним, достаточно разбудить посреди ночи среднестатистического читателя советских газет, чтобы получить уверенный и безапелляционный ответ: «Экономика – это цифры проката чугуна, выпуска станков, доменных печей. А какой-­нибудь там пекарь или модельер – не смешите мои тапочки…»

Тем временем принцип наших конкурентов в других, экономически более развитых странах был ровно противоположный. Героем экономики, труда там вовсе не обязательно был даже владелец завода. А часто – как раз тот самый пекарь, модельер, сыродел, далее по списку.

При такой логике в Америке, Европе, других регионах и возникли крупнейшие, феноменально успешные империи, сети, бренды, известные сегодня каждому жителю планеты. Компании стоимостью в несколько миллиардов долларов или евро. И сегодня даже школьнику понятно: сеть пекарен, ресторанов, отелей или сыроварня с легкостью может опережать по стоимости тот самый пресловутый чугунолитейный завод.

Впрочем, акцент в этой бизнес-­стратегии – во Франции, Италии, Японии, а теперь и в России – все равно на туриста. Необязательно даже шопоголика с не­ограниченным бюджетом из какой-­нибудь арабской страны. А в том числе человека из соседнего города, района, региона. Во время развлекательной, деловой, образовательной и т. п. поездки он тратит средства (по статистике, с максимальной увлеченностью) не только на театры, выставки и музеи, но и на рестораны, отели, пекарни, дизайн и ювелирное искусство, развитие инфраструктуры, строительство дорог, производство того самого чугуна, далее по списку.

В свою очередь, экономика, не ориентированная на стиль жизни, – прямой путь к дотациям, убыткам, в прошлое. К чему привела СССР в том числе эта логическая, системная, стратегическая ошибка, мы все помним. К счастью, все давно стало на нужные рельсы. Поэтому мы и рассказываем о наиболее актуальных трендах – для отдыха, бизнеса, коллабораций, поиска новых направлений развития, образования, инвестирования.

Главные тренды

Вернемся к нашим спикерам. За несколько часов общения мы – в формате круглого стола и видео-­интервью по отдельности – разумеется, обсудили не только вышеизложенное, но и многие другие стратегически важные сегодня темы. Здесь для вашего удобства привожу их кратко в порядке значимости, с цитатой каждого участника дискуссии.

1. Экономика впечатлений. «Отель, ресторан, бутик, производство, бренд становятся визитной карточкой города, региона, страны, – рассказывает Лада Самодумская, директор отеля “Балчуг Кемпински Москва”. – Часто это ключевые факторы при выборе направления и продолжительности предстоящей поездки. Если смотреть по статистике посещений, то многие зарубежные путешественники, например наши арабские гости, проводят в России уже до десяти дней».

2. Тренд на знание и уважение истории и культуры России, российские темы в дизайне. «Высокий спрос на изделия про свои истоки, предметы, украшения, аксессуары, отражающие красоту и культуру России, в стиле “сделано в России”, – рассказывает Дмит­рий Гуржий, владелец Дома ювелирных изделий, предметов интерьера, одежды и аксессуаров Gourji. – Как большой, так и малой родины. Например, популярны этнические и религиозные темы, уникальные, “не такие, как у всех” изделия, подчеркивающие индивидуальность, – рукоделие, керамика, платки, посуда».

© Roman Chazov / Shutterstock / FOTODOM

3. Импортозамещение в продуктовой сфере, похоже, пора отменять. «Достаточно зайти в любой магазин в любой деревне, чтобы понять: задача давно выполнена, сам смысл термина уже не всем понятен, – рассказывает Джулио Дзомпи, ресторатор (Don Giulio, La Scarpetta), производитель мясных деликатесов и сыров (бренд “Итальянец в России”). – Главный тренд сегодня продукты самого высокого мирового уровня. Последнее время даже многие крупные производители запускают линейки не суррогатов (как было еще несколько лет назад), а самых интересных, сложных, полезных, экологичных мировых деликатесов. Однозначно это происходит в интересах потребителя».

4. Высокая конкуренция на продуктовом рынке мотивирует производителей осваивать новые виды продуктов и услуг. «Изначально мы занимались сыроделием, – рассказывает Сергей Балаев, фермер из Коломны, владелец “Балаевской мануфактуры”, крестьянско-­фермерского хозяйства “Экодеревушка”, президент и основатель Союза улитководов России, – но освоили производство таких редких продуктов, как улитки, крокодилы, а также гастрономический туризм на наше производство. Невероятный спрос со стороны туристов, рестораторов, предпринимателей. Рост сферы улитководства (производство продуктов, готовых блюд, а также косметических средств на основе муцина улитки) – на десятилетия».

Икра улиток из Подмосковья

5. Новая ресторанная эра. «Ассортимент продукции, новых предложений фермеров, производителей открывает принципиально новые перспективы для развития ресторанных проектов, – рассказывает Андрей Шмаков, один из самых знаменитых и популярных кулинаров, бренд-шеф ресторана Savva (Novikov Group), отеля “Метрополь Москва”, владелец гастрономической закусочной “Шмак”. – Если раньше многие повара не знали, что такое топинамбур или козелец, то сегодня активно используют при создании новых блюд, например, цветы цукини, арбузную редьку и многие другие продукты преимущественно от небольших локальных производителей».

6. Сельский туризм – это модно. «Деревня, ферма превращаются из места производства в объект туризма, – рассказывает Наталья Худякова, руководитель центра устойчивого развития, АО “Россельхозбанк”. – Направление быстро растет, набирая популярность у российских и даже иностранных туристов. По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе агротуры будут привлекать до 7 млн туристов (включая иностранцев) ежегодно».

Крым – настоящая жемчужина для ценителей винного туризма © Igor Lushchay / Shutterstock / FOTODOM

7. Россия – это лучшие мировые деликатесы и рестораны – традиционные и не только. «Раньше мы, потребители, смотрели на международный опыт, на то, что ценится в Европе и Америке, – рассказывает Галина Белоусова, генеральный директор одного из ключевых игроков ресторанного рынка Санкт-­Петербурга Bronka Restaurant Group (Il Lago dei Cigni, Buddha-­Bar St.Petersburg, Hunt, Diamond Club на стадионе “Газпром Арена”, Hagao и другие). – Сегодня в связи с бурным развитием внутреннего туризма люди стали много ездить по своей стране, а потом, возвращаясь, начали в ресторанах отмечать форель из Карелии, дальневосточного краба или, например, мурманского оленя. Сегодня здесь представлены исключительные, редкие в общемировом понимании продукты: 4 вида черной осетровой икры (главный символ российского гостеприимства, успеха, русской кухни, но еще советская технология) от “Волгореченского рыбного хозяйства”; мясная гастрономия и сыры по традиционным итальянским технологиям из буйволиного молока (такого продукта в России не было 10 лет) от производства “Итальянец в России”. И вообще уникальный продукт – белая икра улиток от “Балаевской мануфактуры” из Коломны. Могу сказать, что в продуктовой матрице наших ресторанов доля местной продукции достигает уже 70–80%».

8. Винный туризм – рост 25% по сфере за год. Перед винными проектами глобально стоят две задачи, – рассказывает Евгения Константинова, руководитель Центра винного туризма Winepark (курорт МРИЯ, Ялта, Крым). – Это привлечение новой аудитории через повышение собственной узнаваемости и рост рентабельности. Векторы развития – образование, туризм, продюсирование мероприятий и так далее.

9. Винный туризм – увлекательный иммерсивный рассказ про историю места, его особенности и традиции. «Новая возможность привлечения туристов, – рассказывает Елена Порман, координатор проекта “Винные дороги России”, член Международного совета устойчивого развития туризма, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры. – Винный туризм, часть культуры и образа жизни современных людей, становится все более комплексным, он – про историческое наследие и научно-­технический прогресс, красоту и заботу об окружающем мире, архитектуру и “космос”, историю места и терруарность».

10. Тренд «4х3». «Жители крупных городов стремятся проводить больше времени вне мегаполиса, – рассказывает Наталья Никитина, генеральный директор Коломенского центра познавательного туризма “Коломенский посад”, создатель знаменитых российских брендов “Коломенская пастила”, “Коломенский калач”, “Дом Сурановых” и других. – В Коломне рост спроса на жилье круглогодичный. Меняется структура аудитории. По сути, люди совершают поэтапный переезд: поначалу Коломна рассматривается как дальняя дача, затем – как город выходного дня, а потом люди начинают перестраивать свой рабочий график так, чтобы оставаться в Коломне четыре дня, а в Москве – три. Похожая статистика во многих малых городах средней полосы России».

Коломна. Музей пастилы © My September / Shutterstock / FOTODOM

11. Новая эра российской косметики. «Узнаваемость и любовь потребителей к отечественным брендам воодушевляет, – рассказывает Наталия Ткаченко, химик, косметолог, создатель российского бренда натуральной профессиональной косметики и уходовых средств Roz Mary. – При высоком спросе на натуральность, экологичность, “прозрачность” состава, отсутствие вредных компонентов производители создают новые инновационные форматы, необычные текстуры продуктов».

12. Вода – новый модный напиток. «Современное поколение выбирает здоровый образ жизни, в котором потребление качественной воды, в том числе произведенной в уникальных экологически чистых регионах всего мира, занимает значимое место, – рассказывает Александра Котарева, коммерческий директор компании “Tassay Россия”. – Ассортимент растет буквально с каждым днем, появляются новые российские и зарубежные торговые марки. Модно разбираться в воде, вода уже выпускается в дизайнерских бутылках и вполне может являться главным напитком на столе – в том числе на деловых и праздничных мероприятиях».