Искусство сделки: от Ferrari до бумажных журавликов - Wealth Navigator

Искусство сделки: от Ferrari до бумажных журавликов

Искусство сделки: от Ferrari до бумажных журавликов
© ru.freepik.com

Частные самолеты, VIP-ложи на стадионах и многомиллионные чеки. Инвесторы из Кремниевой долины готовы на многое, чтобы поучаствовать в сделках с ведущими компаниями в сфере искусственного интеллекта.

Для компании Decagon AI, которая существует всего два года, привлечение венчурного капитала оказалось очень простым. Все четыре раунда финансирования, совокупно превысившие 230 млн долларов, были превентивными. Это означает, что крупные фонды (в их числе Andreessen Horowitz) предложили старт­апу инвестиции еще до того, как он официально открыл сбор денег. Это наглядный пример слома парадигмы: теперь не стартапы зазывают инвесторов, а венчурные фонды засыпают топовых ИИ-разработчиков предложениями, не скупясь на подарки в надежде возглавить следующий раунд. В арсенале распространенных средств ухаживания со стороны инвесторов – гонки на Ferrari, полеты на частных джетах и билеты на лучшие места на стадионах.

Так, чтобы заручиться расположением 28‑летнего основателя Decagon AI Джесси Чжана, потенциальные партнеры предлагали ему билеты на матчи баскетбольного клуба из Сан-­Франциско «Голден Стэйт Уорриорз» и плакат с автографом легенды ММА Хабиба Нурмагомедова. А один из наиболее находчивых инвесторов и вовсе сложил из бумажных журавликов мозаику с логотипом Decagon и вручил ее Чжану в офисе компании в Сан-­Франциско. Внутри композиции лежало инвестиционное предложение. Decagon не смог отказать автору этой идеи, пишет Bloomberg.

Щедрые ухаживания венчурных капиталистов – часть общего ажиотажа вокруг ИИ, подогреваемого впечатляющим ростом выручки стартапов и верой инвесторов в их способность потеснить технологических лидеров прежней эпохи. По данным PitchBook, с начала года американские ИИ-стартапы привлекли около 200 млрд долларов, причем 41% этой суммы достался всего десяти компаниям – лидерам индустрии (среди них – OpenAI и Anthropic). Для сравнения: в 2024 году на топ‑10 компаний пришлось меньше 25% общего венчурного финансирования сегмента ИИ.

В числе фаворитов последнего времени и менее известные стартапы. Например, Anysphere, создатель ИИ-инструмента для программистов Cursor. Минувшим летом, всего через несколько недель после раунда с оценкой почти 10 млрд долларов, Anysphere уже рассматривал предложения свыше 18 млрд. Хотя к концу 2025 года годовая выручка стартапа, по прогнозам, достигнет 1 млрд долларов, инвесторы уже заговорили о том, что компания могла бы провести раунд с оценкой в 40 млрд.

Для таких компаний, как Anysphere, ИИ-бум сжал многолетние циклы финансирования в месяцы. Например, Anthropic недавно закрыла раунд на 13 млрд долларов – более чем вдвое выше изначально планировавшихся 5 млрд. Поисковый стартап Perplexity провел три раунда подряд в этом году: с оценкой 14 млрд долларов в мае, 18 млрд в июле и 20 млрд в августе.

Это не первая эпоха щедрых жестов инвесторов. Экстравагантные предложения и мгновенные сделки были нормой и во время бума в пандемию COVID‑19, когда американские стартапы привлекли рекордные 300 млрд в 2021 году. Эйфория привела к завышенным оценкам многих компаний, которые оказались не готовы к последующему спаду. Вот и сейчас победителей будет много, но и проигравших огромное количество, прогнозирует Bloomberg.