Виктор Калгин о налоговой конкуренции стран и переменах для владельцев крупных капиталов.
*ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ*
В отношении налоговых вызовов для состоятельных клиентов год был непростым. Можно выделить три тенденции.
Первая – мир вообще становится более прозрачным для контролирующих органов и налоговых служб.
Вторая – рост фискального давления. Это не всегда означает увеличение налоговых ставок, но подразумевает рост внимания регуляторов и налоговых служб к тому, что делают предприниматели, к ситуации с их личными активами.
Третий тренд – усиливающаяся налоговая конкуренция: разные страны стараются сделать свои налоговые системы конкурентоспособными, привлекательными для частного капитала, например, предлагают налоговые и миграционные льготы («золотые паспорта») для людей, которые перебираются в страну, преференции для бизнеса.
Правила налоговой конкуренции между странами в последние годы менялись. От стран, которые теряют состоятельных предпринимателей, исходит давление на страны, пытающиеся их привлечь (Кипр, Мальта, Швейцария, Великобритания). Последние стараются сохранить лицо и не давать необоснованных налоговых льгот, предоставлять преференциальные режимы, одновременно усложняя условия для интересантов. В частности, становится сложнее получить льготы, фактически не пребывая или пребывая ограниченное время в стране. Перемещение капитала и бизнеса также предполагает что-то более существенное, чем простое создание «компании – почтового ящика»: для налоговых преференций обычно требуются реальная деятельность, офис, персонал, расходы и т.д.
*ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ*
В нашей стране я бы тоже выделил три ключевые тенденции, которые влияют на «налоговое самочувствие» владельцев капитала.
Первая – недоверие налоговой службы и других контролирующих органов к международным структурам. Предпринимается все больше мер, в частности в налоговой сфере, чтобы усложнить и обложить новыми налогами движение капитала из России за ее пределы – это влияет на мобильность бизнеса, денежных потоков.
Вторая – повышение налогов. Несмотря на то что сегодня многие страны стараются снизить налоговую нагрузку, чтобы стимулировать бизнес, Россия поступает иначе. Это выражается в прогрессивной шкале НДФЛ, повышении максимальной ставки НДФЛ до 15%, увеличении ставок по налоговым соглашениям с другими государствами (например, было желание расторгнуть договор с Кипром, но в итоге он все же остался, потеряв былую привлекательность).
Третья – высокие темпы налоговых изменений. Изменения стратегического характера, которые касаются владельцев капиталов, происходят практически каждый месяц, то есть гораздо быстрее, чем в мире в целом. Например, вводятся налоговые льготы для IT-компаний, что означает включение России в конкурентную гонку налоговых систем. Еще недавно этого не было. И нельзя гарантировать, что не последует новых изменений.
*НАЛОГОВОЕ РЕЗИДЕНТСТВО И ЛЬГОТЫ КИК*
В период пандемии резко снизилась международная мобильность – перемещаться по миру стало непросто, и многие состоятельные предприниматели вернулись в Россию, чтобы в трудное время быть ближе к семье и к активам, если они ведут бизнес в стране.
В связи с этими событиями налоговое резидентство оказалось важным моментом для владельцев капиталов: выяснилось, что благодаря пандемии они в 2020 году и в перспективе могут оказаться резидентами не тех стран, в которых планировали оказаться. От персонального налогового статуса зависят налоговое планирование и налоговые структуры – их нужно адаптировать к новым реалиям.
Россия на 2020 год предложила новые, более привлекательные правила резидентства для тех, кто оказался за рубежом, но совсем этого не планировал.
Во-первых, есть базовая ставка 15%, все еще конкурентоспособная на фоне более высоких ставок других стран. Соответственно, получать доход в резидентском статусе по-прежнему эффективно.
Во-вторых, в этом году в России можно использовать правило пониженного порога налогового резидентства – 90 дней нахождения в стране (при стандартном пороге в 183 дня). Правда, это правило работает только в одну сторону. При пребывании в России более 183 дней законодательство не позволяет отказаться от российского резидентства. Нужно приспосабливать зарубежные структуры к налоговому режиму. Год еще не закончился, но времени осталось совсем немного.
Не менее важно, что еще в июне было предложено упростить схему выплаты налога для контролирующих иностранных компаний (КИК): предоставить право уплачивать фиксированную налоговую сумму – 5 млн рублей в год. Режим дает возможность зафиксировать
свои расходы на уплату налога с прибыли КИК независимо от их фактической базы. Однако деловое сообщество ожидало, что в налоговые органы не потребуется предоставлять отчетность КИК либо она будет минимальной, но на практике это оказалось не совсем так. Нововведение вступит в силу со следующего года и будет распространяться на 2020 год.
*ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ*
Происходят изменения, которые касаются корпоративных структур: например, меняются правила налогообложения дивидендов в сложных структурах с иностранными и российскими холдинговыми компаниями.
Здесь две новости: плохая и хорошая. Плохая в том, что планируется отменить нулевую ставку по дивидендам для «сквозного подхода» (когда российская компания выплачивает дивиденды в адрес конечного российского холдинга через зарубежную структуру) и для структур, в которых иностранная компания стала российским налоговым резидентом. После дискуссии с бизнес-сообществом эти льготы решили оставить еще на три года, после чего они уйдут в прошлое, и за трехлетний срок нужно адаптировать свои структуры к новым правилам.
Хорошая новость касается дивидендных потоков и их распределения через зарубежную структуру. Физические лица будут вправе заявить в составе доходов дивиденды, которые они получат от российских организаций через последовательность иностранных лиц, и зачесть налог, удержанный при их выплате из России. Таким образом можно избежать ситуации, когда дивиденды облагаются два раза: при выплате из России и при их получении конечным акционером. Это нововведение появится со следующего года, и к нему однозначно стоит присмотреться.