Эпоха мира без границ уходит в прошлое на наших глазах. Чтобы реализовать базовое право на свободу передвижения, не подвергая себя все возрастающим рискам, придется очень хорошо думать – даже владельцам ВНЖ и «безвизовых паспортов», предостерегает Евгений Мастерских.
Полагаю, череда событий последних нескольких лет, начиная с пандемии и до наших дней, приучила всех нас к одной простой мысли: свобода перемещения по-прежнему остается одним из базовых прав человека в современном мире, но в известных обстоятельствах оно не гарантировано никому. В том числе обладателям ВНЖ и «безвизовых паспортов» – удостоверений личности государств, имеющих соглашения о безвизовом въезде с большим количеством иных государств и дающих обладателям таких паспортов право въезда в большое число стран без необходимости оформления визы или с оформлением визы «по прибытии», в упрощенном электронном порядке и т. д.
Не секрет, что легальное приобретение подобных документов или второго гражданства, включая популярные у состоятельных россиян программы «паспорт за инвестиции», было и остается распространенным способом обеспечить себе свободу перемещения. Так, число россиян, владеющих вторым «безвизовым паспортом» – например, Гренады или других Карибских стран, открывающих «безвиз» по отношению к более чем 150 странам, включая 27 государств Шенгенского соглашения ЕС, – оценивается тысячами, если не десятками тысяч человек.
Беда пришла откуда не ждали. В конце июля европейские власти сообщили, что с 10 ноября этого года на территории стран Шенгенского соглашения заработает система автоматического контроля въезда (European Entry-Exit System, EES). По сути, эта электронная система заменит ручную работу пограничников по выставлению штампа в паспорт – теперь при пересечении границы Шенгена путешественнику придется приложить свои документы к сканеру на контроле.
Одновременно заметно активизировался новостной фон вокруг скорого запуска системы авторизации (European Information Authorization System, ETIAS), которую могут (твердого решения и даты пока нет) ввести в строй уже во II полугодии 2025 года. До сих пор действовал порядок, в соответствии с которым владельцы «безвизовых паспортов» могли посещать любую из стран Шенгена без затруднений на границе.
С введением ETIAS эти правила поменяются. На первый взгляд – незначительно. Теперь накануне первого въезда в Шенгенскую страну владельцу «безвизового паспорта» придется через специальный сайт заполнить анкету, заплатить символическую пошлину и получить авторизацию. Таким образом, в дополнение к своему паспорту человек будет получать что-то сродни упрощенной электронной визе. Разрешение, или авторизацию, планируют выдавать сроком на три года либо до конца действия срока паспорта, к которому она будет привязана. По факту, «безвизовый паспорт» становится не таким уж и безвизовым.
Зачем европейцам понадобились эти системы? Пока понятных, внятных обоснований с европейской стороны не последовало. В общем виде говорится о необходимости усиления контроля за перемещением лиц, чтобы не допускать на свою территорию «плохих» и не создавать проблем «хорошим». Для нас важнее их внутренняя суть: доступ к сведениям анкеты, заполняемой соискателем для авторизации въезда на сайте, автоматически получают все 27 стран Шенгена. При этом каждая из них сможет настроить фильтры для проверки действующих паспортов для выдачи разрешения или отказа на въезд в соответствии со своими критериями, которых мы не знаем.
При этом есть веские основания полагать, что на фоне известных событий последнего времени отдельные страны Шенгенского соглашения, включая страны Балтии, Польшу, Чехию или Финляндию, официально объявившие о запрете выдачи виз россиянам, могут выставить в ETIAS максимально жесткие настройки в отношении всех наших сограждан. В том числе тех, кто владеет «безвизовыми паспортами». В этом случае наличие у них российского гражданства может означать автоматический отказ во въезде.
Как компьютерная система узнает, что противостоящий ей обладатель паспорта Гренады, Антигуа и Барбуды или, допустим, Армении еще и россиянин? Довольно просто. По требованию ETIAS соискателю въезда в Шенген придется вводить в анкету данные обо всех имеющихся у него гражданствах. Во многих паспортах напрямую указывается место рождения его владельца. Наконец, если в прошлом вы получали шенгенскую визу в свой российский паспорт, скрыть от системы ваше происхождение будет сложно: соответствующая информация хранится в европейских базах данных, и настроить сверку ETIAS с этими базами – лишь вопрос времени. И есть большая вероятность, что при обнаружении подозрительно схожих фамилий человек может быть помечен не только как россиянин, но и как россиянин, нарушающий правила и пытающийся скрыть свои данные. Результатом с большой вероятностью тоже станет отказ в пересечении границы.
С введением новых систем контроля угроза блокировки въезда выросла не только для обладателей «безвизовых паспортов», но и для многочисленных владельцев ВНЖ в странах Шенгена: это более бюджетный в сравнении с «паспортом за инвестиции» способ получения свободного доступа к европейскому пространству, также популярный у россиян.
Дело в том, что в большинстве случаев получение ВНЖ сопряжено с требованием минимального срока проживания в стране, выдавшей вид на жительство. Чаще всего он составляет 180–183 дня за календарный год. Логика здесь очень проста: если ты хочешь жить в стране менее полугода, тебе достаточно визы. Если с ВНЖ ты живешь меньше полугода, то нарушаешь европейское законодательство. В редких случаях это приводит к аннулированию ВНЖ, но, скорее всего, вам просто откажут в его продлении.
В прошлой жизни, до EES и ETIAS, обход подобных ограничений не требовал больших усилий. Достаточно было заехать в европейскую страну по паспорту, к которому привязан ВНЖ, выехать и вернуться по другому паспорту, после чего покинуть Шенген по первому документу, таким образом «накопив» в нем требуемые полгода пребывания.
До сих пор борьба европейских властей с подобными практиками велась в ручном режиме. При продлении ВНЖ у владельца могли запросить дополнительную информацию о пребывании в стране, включая выписки по банковскому счету, трафику мобильного телефона и т. п. Отказ в предоставлении такой информации мог автоматически трактоваться против человека и вести к непродлению ВНЖ.
С введением EES, которая будет фиксировать въезд и выезд автоматически, обойти эти правила будет намного сложнее: регистрировать в этой системе при въезде-выезде надо будет ту самую карточку ВНЖ, которую надо будет приложить к терминалу при каждом пересечении границы. Круг замкнулся. Возможность хитрого обхода системы будет если не окончательно убита, то очень сильно подорвана.
Официально система контроля за перемещением через границу не вводится против россиян – европейцы хотели разработать ее давно. Проблема в том, что много государств, имеющих соглашения о безвизовом въезде, – и упомянутая уже Гренада, и большой перечень стран Латинской Америки и Карибского бассейна, и не только этих регионов – в свое время развернули очень бойкую торговлю паспортами, которые попали в руки не только заслуженным членам общества, но и сомнительным личностям разного происхождения. Несколько лет назад к этому добавилась серьезная проблема притока мигрантов через такие страны, как Турция, в отношении которой правила въезда также ужесточены.
Так что введение системы контроля въезда со стороны ЕС – естественная попытка упорядочить всю эту историю. Это не заговор против русских, а общемировой тренд. Вольница конца 1990‑х – начала 2000‑х с почти неограниченной свободой передвижения и жительства заканчивается на наших глазах. Проблемы нелегальной миграции, перемещения подозрительных лиц, лиц с неустановленным богатством, неясностью происхождения этого богатства стали настолько остры в Европе, что с ними решили бороться всерьез.
Итак, зафиксируем это еще раз: в перспективе ближайшего года в Европе с большой вероятностью заработают две новые автоматизированные системы контроля за перемещениями через границу Шенгена. В моменте это не сильно связанные друг с другом системы. Но в совокупности они в той или иной степени осложнят жизнь въезжающим, формализуя соблюдение всех требований миграционного законодательства, которые ранее при необходимости легко обходились. Даже если разговоры о введении ETIAS, идущие уже много лет, не материализуются и в этот раз, просто игнорировать эти нововведения было бы неправильно. Как бы в дальнейшем ни развивалась эта история, тренд налицо: европейские власти идут по пути дальнейшего ужесточения контроля за перемещением лиц на своей территории. Хотя это универсальная система, в моменте, как можно представить, больнее всего она ударит по нашим соотечественникам.
В целом идея о том, что у меня есть «безвизовый паспорт», этакий «тревел-документ», и передо мной открыты все границы, уходит в прошлое. Соответственно, туда же уходят некогда очевидные, но в изменившихся условиях неправильные решения. Стратегия «получу какой-нибудь ВНЖ», «какой-нибудь “безвизовый паспорт”» становится слишком рискованной. «Какой-нибудь» больше не проходит: чтобы обеспечить свое базовое право – на свободу перемещения, оградив себя и своих близких от очевидно растущих рисков, теперь придется очень хорошо думать.