Андрей Русецкий – о трансформации механизма pre-IPO в новых условиях и его перспективах.
Российский фондовый рынок переживает бум IPO (первичных размещений на бирже) акций компаний малой и средней капитализации. Конечно, до рекордов и значений, сопровождавших размещения 2019–2021 годов, когда основными инвесторами были иностранные фонды, пока еще далеко. После летнего затишья следующее окно размещений откроется в сентябре – декабре, и тогда подойдут уже и вторичные размещения от компаний, ставших публичными в 2023 году. На фоне постепенного роста рынка акций будет получать развитие и направление альтернативных инвестиций как более доходное и представляющее следующий уровень риска.
Некоторое время назад на российском рынке были популярны стратегии и инструменты, которые позволяли вложиться в компании не только на первичном размещении. В подавляющем большинстве это были инвестиции в иностранные, в частности американские, компании и даже стартапы. Однако с разрушением инфраструктурных цепочек финансовых рынков возможности такого рода вложений за рубежом, например на стадии pre-IPO, для российских частных инвесторов сильно снизились, если не сказать, что исчезли совсем.
С другой стороны, с уходом иностранных компаний с российского рынка и остановкой поставок части продукции из-за рубежа начали развиваться новые компании, появились возможности роста у существующих. Таким образом, формируется масса компаний, которым необходимы средства для роста и развития, и в то же время со стороны розничных инвесторов есть спрос на новые инвестиционные идеи и имена. А длинные деньги – это не кредиты, даже если они выданы на 20 лет, а именно акции.
В классическом понимании для акций можно выделить три стадии, которые следуют после публичных инструментов фондового рынка:
составляет мировой рынок альтернативных инвестиций. Примерно половина приходится
на pre-IPO и private equity
Логично предположить, что по мере роста рынка второй волной начнется рост сегмента pre-IPO. В России многие универсальные управляющие компании имеют фонды pre-IPO в классической оболочке ЗПИФ. Они доступны для квалинвесторов. Текущий объем инвестиций розничных фондов pre-IPO можно оценить до 50 млрд рублей (речь идет о средствах, которые вложены в проекты в текущий момент). Этот сегмент пока крайне мал относительно сектора коллективных инвестиций и фондового рынка в целом. Типовыми клиентами фондов являются квалифицированные инвесторы с чеком от 1 млн рублей.
Верно и обратное – опережающий рост этого сегмента в будущем. На иностранных рынках объем вложений среди состоятельных инвесторов в альтернативные инвестиции составляет около 10% от портфеля, а рынок альтернативных инвестиций в мире составляет ни много ни мало 40 трлн долларов. На pre-IPO и private equity приходится примерно 50% этой доли, то есть 5% инвестиций.
Pre-IPO привлекает инвесторов потенциалом роста (выше рынка акций на 5–7%) и отсутствием переоценки. Из минусов стоит выделить отсутствие ликвидности на срок инвестирования. Выход из стратегии заключается в продаже в рынок пакета акций, уже получивших публичный статус со стороны фондов. Доход инвестора складывается из приобретения доли в компаниях на более ранней стадии роста и премии за публичное размещение.
Сейчас складывается ситуация, когда средние и мелкие компании сразу выходят на биржу, избегая классического пути – private equity, затем pre-IPO, потом уже IPO. Фактически такой путь позволяет компаниям выходить на рынок уже крупными игроками в своем сегменте. Это тормозит развитие альтернативных инвестиций, то есть не хватает объектов инвестирования, а не денег. Это будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются требования к компаниям-новичкам на бирже в виде наличия миноритарных инвесторов на стадиях непубличности. Фонды pre-IPO являются финансовыми инвесторами, они не вмешиваются в стратегию развития, но четко следят за финансами компании, требуют юридической организации и защиты прав миноритариев и определенной оргструктуры. Компании приобретают все атрибуты рыночной с четкой аудированной историей как с финансовой, так и с корпоративной стороны.
нынешний объем инвестиций розничных фондов pre-IPO
Если раньше для физлиц инвестирование в pre-IPO было доступно через офшорные фонды через посредников, то сейчас начинают быстро развиваться альтернативные площадки по привлечению финансирования, которые фактически представляют собой прямой путь между потребителем капитала и его владельцем. Пока на данных площадках размещаются совсем мелкие компании, и стадия их развития ближе к венчурной. Основные же деньги в ближайшее pre-IPO будут привлекаться через профессиональных посредников и фонды.
Альтернативные инвестиции пока находятся на периферии взгляда как инвесторов, так и компаний, но логика и история становления фондовых рынков говорит о неминуемом буме этого направления, где возможны те самые «иксы» по доходности.