Когда увлечение перерастает само себя и превращается в значимую часть жизни, что происходит с человеком, как меняется его восприятие мира? Специально для Sber Private Banking Outlook два одновременно успешных и очень увлеченных человека рассказали о себе и хобби, ставшем частью жизни.
Одно из увлечений Виталия Езопова – коллекционирование старинных телефонных аппаратов – что называется, положено ему по должности. Г-н Езопов руководит компанией «Мастертел», одним из крупнейших телекоммуникационных провайдеров. Чем его манят такие непрофильные, казалось бы, хобби, как морская археология, развитие туризма по всей России и ведение эфира на столичной радиостанции, и что нового он узнает в результате о себе и людях, Виталий Езопов рассказал Sber Private Banking Outlook.
Коллекционировать телефоны я начал случайно: кто-то подарил мне два первых аппарата, потом я сам приобрел третий – и так втянулся. Телефон входит в десятку величайших изобретений, изменивших историю человечества, наравне с колесом. И сегодня мы понимаем, что, когда инженер и изобретатель Александр Белл получил патент на аппарат для передачи звуков на расстоянии, он запустил классический стартап, который у многих, в том числе у представителей научного сообщества, вызвал недоумение. «Зачем нам телефон, когда имеется телеграф?» – спрашивали его. И только упорство Белла, его вера в эту технологию позволили телефону выстоять и в итоге захватить мир. И сегодня мы знаем: те, кто контролирует коммуникацию, управляет информационными потоками, контролируют весь мир.
Без всякой лишней гордости скажу, что в нашем музее в Москве собрана крупнейшая в мире коллекция раритетных телефонных аппаратов и аксессуаров середины XIX – конца ХХ века. В ту эпоху каждая страна специализировалась на своей технике, а мы смогли собрать в одном месте полный спектр. В целом мы скупили почти все, что было возможно, на рынке. В частности, приобрели коллекцию частного музея телефонов в Швейцарии. Основатель собирал ее 50–60 лет, а теперь она доступна для осмотра в Москве.
Было время, когда я самолично охотился за новыми экземплярами. Некоторые появились у нас в результате не обычной покупки, а целой спасательной операции. Так было с аппаратом фирмы Alfred Graham & Co, специализировавшейся в конце XIX века на производстве корабельных телефонов. Почти вся их продукция затонула вместе с кораблями – лежит где-то на морском дне. Но в нашем музее есть целых два экземпляра! Один мы подняли с боевого английского линкора, потопленного немцами в Первую мировую войну. Спасательную операцию провели вместе с National Geographic. А второй наш телефон Alfred Graham – с «Титаника». Я купил его случайно в Швеции в антикварном магазине, посвященном интерьерам затонувших кораблей, – его владелец скупал старые суда, разбирал их на части и продавал как предметы интерьера. С «Титаника» у него было несколько артефактов, которые он давно распродал, а телефон остался – словно ждал, когда я найду его в Стокгольме, чтобы привезти в Москву, в наш музей.
Сейчас новые раритетные, уникальные экспонаты появляются нечасто. Но коллекция пополняется другим образом – за счет аппаратов знаменитых людей. У нас есть телефон Николая II, приобретенный в Лондоне, телефон Гагарина, а также средства связи наших знаменитых современников, например путешественника Федора Конюхова, с которым я дружу, и Рамзана Ахматовича Кадырова – я вхожу в Совет по развитию туризма на территории Чечни.
У музея обширная просветительская и образовательная программа. Так, несколько лет назад мы выпустили самую большую в мире энциклопедию об эволюции средств связи. Постоянно придумываем новые проекты и новые мастер-классы для детей и взрослых. Так что к нам надо наведываться постоянно, даже если основная экспозиция вам уже знакома. В прошлом году мы вошли в топ-20 самых посещаемых музейных институций Москвы в рамках программы олимпиады школьников «Музеи. Парки. Усадьбы». Это было большое достижение коллектива, наша гордость.
От этого проекта я получаю огромное удовольствие. Цифра как атом: может разрушать, а может созидать. Весь вопрос, в чьих руках находится технология, как она используется. На страницах журнала «Цифровой океан» мы учим не бояться цифровой трансформации жизни, рассказываем о сложных современных процессах простым языком. Обязательно уделяем внимание цифровому детоксу, пишем про путешествия, чтобы реальная жизнь никак не терялась за цифровыми историями.
Меня часто спрашивают: зачем я запустил именно печатный проект? Ведь сегодня время электронных СМИ. А потому, что наш журнал – для топовых читателей: владельцев бизнеса, топ-менеджеров, управленцев высшего звена. Это поколение Х – тех профессионалов, которые еще читают книги. Им важно полистать, ощутить телесный контакт с бумагой. Поэтому мы с благодарностью доставляем нашим читателям – всем губернаторам и мэрам основных городов, деловым партнерам, рядовым подписчикам –наш журнал.
Я очень вовлечен в этот проект. Немного пишу сам как автор, определяю политику как создатель журнала, участвую в заседаниях редсовета. Это не требует много времени, так как с нами сотрудничают ученые и крутые журналисты. Принимая личное участие в таком журнале, ты получаешь возможность постоянно узнавать новое, общаться с интересными людьми, смотреть в будущее и понимать, что там нас ждет, куда движется человечество.
Кстати, сегодня «Цифровой океан» уже не просто журнал. Вместе с ведущим Виктором Набутовым мы запустили в эфире радиостанции «Серебряный дождь» постоянную рубрику журнала – «Набутов здесь. Цифровой океан». Приглашаем в эфир интересных людей. Когда у меня есть время, я тоже принимаю там участие. Тем более что одна программа на «Серебряном дожде» у меня есть – «Игра по-крупному».
Как и с Музеем истории телефона, все началось здесь случайно. Меня однажды спросили: «Хочешь раз в неделю поговорить в радиоэфире?» Я ответил: «Да легко». И был правда уверен, что уж с микрофоном я точно справлюсь. Написал себе заметки, но их хватило минут на 10 эфира. И пришлось придумывать оптимальный формат. Так появилась концепция приглашать к себе на беседу разных интересных людей и скорее слушать их, чем говорить самому. «Игра по-крупному» идет в эфире «Серебряного дождя» раз в неделю, во вторник вечером.
Несколько лет назад я понял, что из-за работы многое упускаю в воспитании своих детей – у меня трое сыновей, – и начал с ними путешествовать, ездить по всему свету, что-то постоянно вместе преодолевать, а не просто любоваться красотами или валяться на пляже: сплавы, полеты, сафари, лодки, яхты. Приключения – один из лучших способов воспитания, а также самовоспитания.
Сегодня у меня компания RussiaDiscovery, которую мы выкупили у неэффективных акционеров и вместе с моим партнером Вадимом Мамонтовым активно развиваем. Вадим – второй после Федора Конюхова наш выдающийся путешественник. А RussiaDiscovery – № 1 в приключенческом туризме на российском рынке. Многие места, например плато Путорана в Красноярском крае, открыли как направления для путешествий именно мы. Сейчас активно продвигаем Карелию: построили глэмпинг на острове Хавус в заповеднике Ладожские Шхеры. А также раскручиваем удивительный по природе Кольский полуостров и недоступные, неизвестные Северные Курилы, где в отличие от Южных отсутствует какая-либо инфраструктура и нет возможности добраться на регулярном транспорте, только на корабле с Камчатки. Второй год у нас ходит судно «Академик Хромов», делает остановки на первозданных островах. Путь занимает от недели до двух.
Кроме того, я создал бизнес-клуб путешественников X-TEAM, в котором сейчас около 1000 членов – счастливых людей, которые любят открывать новые места. «Любим, развиваем, бережем» – такое его мотто. Часто наши путешествия совмещаются с деловыми активностями, например со встречами с местной администрацией. Это живое комьюнити, нетворкинг и, конечно, познание собственной страны и его вклад в ее развитие. Одно рабочее место в туризме – это семь рабочих мест в смежных отраслях. Это отличный способ быстро поднять экономику региона. Когда четыре года назад я начинал проект X-TEAM, про туризм вообще никто не говорил, а сейчас это уже приобрело статус нацпроекта.
Как бизнесмен и инвестор я занимаюсь развитием туризма в Республике Алтай. За концептуальную основу туристической стратегии мы взяли учение Владимира Вернадского о ноосфере, эволюционном состоянии биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. И хотим сделать из Алтая первый ноосферный регион в мире. А идея ноосферы связана с коммуникацией, которой я много лет занимаюсь.
Я бы хотел построить на Алтае то, что сделано на острове Шпицберген в Арктике. Там имеется Всемирное семенохранилище, куда помещены более миллиона образцов семян. Но наш Алтай для сохранения самого ценного подходит даже лучше: там легче условия по логистике и транспортировке, а расположение идеально – в самом в центре Азии, крупнейшего континента мира. Но пока мы работаем над проектом сети апарт-отелей «Созвездие Алтая» – их строим с уважением к природе, в местах силы, с упором на медицинский туризм. Пожалуй, это проект под будущего меня – через 10–15 лет. Когда уже поутихнет внутренний драйв, устану куда-то постоянно бежать и что-то новое начинать, буду сидеть под звездным небом в апарт-отеле и вести умные беседы с интересными людьми, набираться энергии от них и космоса.
Одно из направлений, которое я развиваю, – девелопмент. Реконструируя здания в Москве и области, мы иногда делаем удивительные археологические открытия. Например, на границе Московской и Калужской областей был однажды найден зуб карликового мамонта.
Но, честно говоря, мне больше нравится не земная, а морская археология. В душе я немного пират. Мой никнейм в zoom – Morgan. И это не в честь банкира из банка Морган Стэнли, как можно было бы подумать, а с отсылкой к пирату Генри Моргану. Я занимался морской археологией, искал в морях сокровища. Обсуждал совместные проекты в районе Карибского бассейна с «королем кладоискателей» Мэлом Фишером.
Однако сейчас у меня другой проект. Несколько лет назад в Адыгее было найдено несколько странных черепов, принадлежавших неизвестному существу, похожему, судя по всему, на какого-то древнегреческого фавна. Один из черепов я приобрел. Планирую его полностью оцифровать, воссоздать внешний облик по методу Герасимова, дать ему голос с помощью нейронной сети. И получить «живого» персонажа, которому можно придумать историю. На Западе много таких странных фантазийных существ, пришедших не из фольклора, а рожденных именно массовой культурой: Хеллбой, Капитан Америка, Малефисента. Уверен, что наше адыгейское существо тоже имеет все шансы стать знаменитостью, обрести жизнь в кино и мультипликации. Уже есть предварительные договоренности с ведущим производителем анимационного контента. Будем делать из нашего адыгейскую Малефисенту, бренд, заведем ему соцсети, создадим NFT-версию и превратим в отечественного супергероя.