Людмила Пантелеева – об истории и специфике мусульманских фондов целевого капитала и ситуации с ними в России.
Эндаументы в исламском мире существуют с VIII века н. э. и называются вакуфы (вакифы, вакфы). С арабского это переводится как «удержание от распоряжения». Если сначала в качестве пожертвования в вакуф передавались земля и имущество, то спустя несколько веков появились и денежные вакуфы.
Вакуфы носят исключительно благотворительный характер, а право обладания и распоряжения ими становится безвозвратным, так как «самый объект вакуфа возвращается Богу как Творцу и Обладателю всего существующего». Как часть мусульманского права он был детально разработан богословом Абу-Ханифой Ан-Нуманом в VIII веке. По одной из версий, в Европе «вечные капиталы», или эндаументы, появились после того, как крестоносцы рассказали землякам о вакуфе.
Одним из первых крупных вакуфов называют пожертвование на мечеть Аль-Карауин в марокканском городе Фес. Мечеть, а затем и библиотека, переросшие в университет, в середине IX века были построены Фатимой аль-Фихри, дочерью богатого купца. Она создала для этого вакуф, передав в него все свое наследство. Сегодня Аль-Карауин считается самым древним действующим университетом в мире.
В отличие от европейских эндаументов денежные вакуфы имеют ряд ограничений. Например, нельзя инвестировать в депозиты и облигации, но можно вкладываться в ПИФы и акции компаний, которые не связаны с «греховным» бизнесом, имеющим отношение к оружию, азартным играм и другим порокам.
Насколько распространены вакуфы в мусульманском мире? В Алжире в 1850 году на вакуфы всех видов приходилась половина земель. В Тунисе в 1883 году – треть земельного фонда. В Турции в XIX веке, по оценкам исследователей, в вакуфах было примерно три четверти всех зданий и пахотных земель. Функции вакуфов могли быть очень разные – от поддержки мечетей, больниц и сирот до весьма экстравагантных. Например, в Турции были вакуфы для охлаждения воды в фонтанах, нагревания воды для омовения, обучения красивому почерку или очищения стен от надписей.
Причинами создания вакуфов были не только религиозные и филантропические мотивы, но и своеобразная система наследования в исламе. Согласно ей, собственность рассматривалась как принадлежность только ее владельца, но не его потомков. Чтобы как-то гарантировать наследникам благосостояние, владелец обращал значительную часть своего имущества в духовный вакуф, а опекунами назначал детей, которые получали «жалованье» в размере 10% от доходов. В реальности не все вакуфы использовались полностью для благотворительных нужд. Например, частный вакуф только формально «возвращал» имущество Богу. На самом деле доходы от такого вакуфа в полном или частичном объеме оставались в семье жертвователя, а духовенство получало процент за защиту от возможных конфискаций и внешних экспансий. Получать все доходы с такого вакуфа духовенство могло только в случае прекращения рода жертвователя.
В царской России мусульмане делали неоднократные попытки легализовать вакуфы. После присоединения Казанского ханства к России в XVI веке все поволжские вакуфы были конфискованы. Возродить их татары пробовали с середины XIX века с расцветом по всей стране «неприкосновенных капиталов» для поддержки социальных проектов, однако безуспешно. В то время многие дарственные на передачу имущества и доходов в пользу мечетей и медресе стали называть вакуфами. Однако завещательные акты и другие делопроизводственные документы были составлены на основе российского законодательства нотариусами, которые понятия не имели о мусульманских вакуфных актах.
В Крымском ханстве вакуфы развивались до конца XVIII века. Перед присоединением к России они составляли «большинство земель Крымского полуострова», из них духовные вакуфы – «не менее 300 тыс. десятин», посчитали эксперты Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. В Крыму, так же как и в Турции, широко использовались денежные вакуфные фонды, из средств которых образовывались своего рода «товарищества на вере». Из этих «касс» можно было брать деньги взаймы под проценты, хотя изначально в исламе такая деятельность была запрещена. Средства выдавались под личное поручительство или под залог определенного имущества. Ставка по займу в Крыму в середине XVIII века составляла порядка 15%. Все заработанные таким образом средства, как правило, направлялись на установленные вакуфом цели.
Интересно, что шиитский ислам допускал к вакуфам немусульманское население. Так, в биографии католикоса несторианской церкви Мар Ябалаха III (1281–1317 годы) есть упоминание о духовном вакуфе, принадлежавшем несторианскому монастырю. Однако, создавая вакуф, чтобы посвятить имущество в пользу церкви, нужно было обязательно оговорить, что в случае ее разрушения вакуф переходил к какому-нибудь мусульманскому институту. Поэтому в Турции христианские монастыри фиктивно передавали завещанное в их пользу имущество мусульманским учреждениям, а в завещательных актах оговаривали условия, при которых фактическое управление и извлечение доходов от имущества закрепляли за собой.
Самым большим вакуфом в мире сегодня считается пальмовая роща в городе Аль-Касим в Саудовской Аравии. Там растет более 200 тыс. финиковых пальм, а годовой объем производства составляет 10 тыс. тонн фиников. Доходы идут на строительство мечетей в разных странах мира, а также на благотворительные нужды Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине. Cад был посажен на все состояние саудовского предпринимателя и филантропа Сулеймана ар-Раджхи и оценивается в 60 млрд реалов (16 млрд долларов).
Однако многие богатые люди в Саудовской Аравии и ОАЭ идут другим путем. Они создают эндаументы, капиталы которых находятся в управлении зарубежных инвесткомпаний и не называются вакуфами. Например, в Саудовской Аравии так создан крупнейший эндаумент в сфере образования. Он финансирует деятельность Научно-технологического университета имени короля Абдаллы, открытого в 2009 году на берегу Красного моря. По данным на 2023 год, капитал фонда составляет 23,5 млрд долларов, что ставит его в топ‑10 университетских эндаументов в мире.
Сегодня развитию мусульманских эндаументов на Ближнем Востоке уделяют большое внимание. Например, в конце 2024 года в Омане прошла посвященная им конференция. На ней обсуждали новые инвестиционные стратегии, в том числе возможности в развивающихся секторах, которые совместимы с положениями шариата, а также инновационные стратегии для расширения и диверсификации капиталов. Кроме того, Министерство по делам вакуфов и религии Омана анонсировало создание открытой платформы Ishraq Endowment, которая позволит филантропам-мусульманам участвовать в социальных проектах страны.
Возможности создания вакуфов обсуждаются и в Татарстане. Пока в России их нет: отсутствует законодательство, которое могло бы регламентировать существование некоммерческой организации по канонам шариата. В 1999 году в Татарстане приняли республиканский закон о вакуфе, но в 2008 году он был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству. Сегодня продолжаются попытки ввести понятие вакуфной собственности в федеральное законодательство. А пока в Татарстане фокусируются на халяльном инвестировании, но сами эндаументы создают по общим правилам.