В прошлом году продажи «Оземпика» и другого препарата на основе семаглутида, «Вегови», увеличившись на четверть по сравнению с 2023-м, принесли производителю, датской компании Novo Nordisk, более 40 млрд долларов. Похоже, в плюсе из-за появления лекарств нового поколения пока все – и пациенты (при правильном применении препаратов), и производитель, и экономика, причем не только датская.
Один из главных бенефициаров общемирового ажиотажа вокруг новомодных препаратов для похудения – небольшой датский город Калуннборг с населением менее 17 тыс. человек. Здесь расположен завод Novo Nordisk, на котором компания выпускает практически весь семаглутид для своих блокбастеров – «Оземпика» и «Вегови». Примечательно при этом, что именно в Калуннборге самый высокий в Дании уровень детей с избыточным весом – около 5%.
Руководство Novo обещает направить на инфраструктурные проекты в городе около 8,5 млрд долларов – для Дании эта сумма должна стать крупнейшей корпоративной инвестицией со стороны местной компании, отмечает The New York Times. Количество рабочих мест на заводе в Калуннборге увеличится на четверть. Планируется расширить ведущее в город шоссе – сейчас на нем постоянно возникают пробки из-за роста производственной активности на предприятии Novo Nordisk. Анонсированные планы немедленно привели к оживлению рынка жилой недвижимости в регионе (и увеличению цен на нее), а также появлению в университетских программах новых курсов по биотеху, чтобы удовлетворить растущий запрос фармы на квалифицированные кадры.
В истории Калуннборга, как в капле воды, отражается значение предприятия для всей датской экономики. С 2019 по 2023 год чистая прибыль Novo Nordisk выросла вдвое, благодаря чему она стала самой дорогой компанией Европы. Этого звания Novo лишилась только в конце марта 2025‑го, уступив разработчику ПО из Германии SAP.
Именно успехам Novo Nordisk Дания обязана увеличением своего ВВП (прогноз на 2025 год – 2,9% роста) на фоне стагнации у европейских соседей. На короткое время рыночная капитализация Novo Nordisk превысила размер всей экономики страны, и с чьей-то легкой руки Данию стали называть первым в мире фармгосударством (по аналогии с петрогосударством, в структуре экономики которого ведущую роль играет нефтедобыча). По итогам 2023 года Novo стала крупнейшим корпоративным налогоплательщиком в Дании, обойдя гигантов вроде Carlsberg, Lego и Maersk.
Сложно переоценить значение компании и для рынка труда. Одно из пяти новых рабочих мест, созданных в Дании в последние годы, напрямую связано с Novo. Показатель косвенной занятости (в котором учитывается, например, деятельность поставщиков Novo или сферы услуг, зарабатывающей на удовлетворении запросов сотрудников компании) и того убедительнее. По некоторым оценкам, с Novo связана примерно половина всех рабочих мест, появившихся в последнее время в Дании за пределами фармотрасли.
Главный рынок для Novo Nordisk – Северная Америка. На нее в 2024 году, по данным Statista, пришелся 61% общих продаж датского фармпроизводителя (+2% к 2023‑му). Сохранится ли динамика, не слишком понятно: новый глава Минздрава США Роберт Кеннеди – младший не в восторге от лекарств для похудения. Было бы лучше, если бы американцы правильно питались, чтобы избежать ожирения и диабета, говорит министр. Это заявление не могло не обратить на себя внимание в стране, где количество рецептов на «Оземпик» и аналогичные препараты с 2020 по 2022 год выросло в 4 раза, а средний индекс массы тела взрослого человека составляет почти 30, что, по версии ВОЗ, является спутником ожирения первой степени.
Что касается экономического измерения «Оземпика» и его аналогов для США, то в прошлом году СМИ тиражировали громкий прогноз Goldman Sachs, согласно которому широкое использование таких препаратов может увеличить американский ВВП примерно на 1% к концу десятилетия. Логика проста: более худые и здоровые работники могут трудиться эффективнее и реже брать больничный.