Экономика лозы - Wealth Navigator

Экономика лозы

Экономика лозы

Российское виноделие стремительно набирает обороты в попытке угнаться за спросом, который за год увеличился почти наполовину. Российские производители успешно осваивают массмаркет, но пока есть проблемы с премиальным вином.

Современное российское виноделие довольно молодо. Оно зародилось в начале нулевых с приходом в отрасль инвестиций, иностранных специалистов и увлеченных российских виноделов. Но наша винная история гораздо богаче: Херсонес Таврический в Крыму и другие греческие полисы на Черноморском побережье были центрами виноделия более двух тысяч лет назад.

Точкой отсчета русского виноградарства можно считать 1613 год – сразу после окончания Смуты Михаил Романов одним из своих первых указов учредил виноградники в Астрахани, откуда стали поставлять напитки в столицу. Символично, что уже в ближайшие годы регион, стоявший у истоков производства, может вернуться на винодельческую карту России: в Астраханской области есть виноградники и энтузиасты, экспериментирующие с сортами (в основном белыми – «рислингом», «ркацители» и «совиньоном») и технологиями.

Где рождается вино

Краснодарский край – винный «тяжеловес», здесь производят более трети всех тихих и игристых вин в России. В частности, в Темрюкском районе находятся «Фанагория», «Кубань-­Вино» и «Поместье Голубицкое», в Анапском – «Скалистый берег» (верхний этаж этой винодельни выполнен в форме морской гальки) и «Виноградники Гай-­Кодзора», которые входят в топ‑50 рейтинга «Лучшие виноградники мира». А еще Краснодарский край – родина знаменитого «Абрау-­Дюрсо», история которого идет с 1870 года, и одной из самых красивых виноделен края, замка во французском стиле «Шато де Талю» в Геленджике.

Винодельня «Шато де Талю»

С точки зрения экспериментов и появления новых ярких виноделов особенно интересен Крым – эксперты сравнивают его с ульем, где роятся пчелы. Среди легендарных имен – Олег Репин, профессиональный энолог и главный винодел хозяйства «Сатера», который также создает вина под своим личным брендом. Ренессанс крымского виноделия начался после 2014 года, когда в регион пришли десятки новых инвесторов. Сейчас, помимо гигантов «Массандры» и «Инкермана», внушительных по объемам производства «Золотой балки» и «Сатеры», в Крыму множество средних и микровиноделен.

География российского виноделия становится все шире: помимо Ставрополья и Ростовской области сейчас оно развивается в Северной Осетии и Самарской области. А Волгоградская область, несмотря на небольшую площадь виноградников, стала центром «северного» виноградарства. В советские годы селекционер Александр Потапенко скрещивал классические сорта с диким амурским виноградом, чтобы получить новые сорта, устойчивые к морозам и болезням. За 30 лет экспериментов среди них было выбрано три наиболее перспективных сорта, в том числе «мариновский». Эти опыты вдохновляют современных волгоградских виноделов.

Рынок

О темпах, которыми прогрессирует отрасль, говорят цифры. В 2022 году площадь виноградников в стране впервые с советских времен превысила 100 тыс. гектаров. Количество малых фермерских виноделен за три года выросло более чем в три раза (с 15 хозяйств в 2020 году до 53 в 2023‑м, по данным Роскачества). Большую роль сыграл принятый в 2019 году Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в РФ», он дал преференции винам из местного винограда.

Российские напитки постепенно «заселяют» полки супермаркетов и винотек. В 2022 году произошел всплеск интереса к отечественным производителям: рестораны и ретейлеры стали присматриваться к ним и обнаружили, что цены сравнимы с импортом, логистика проще, а качество на уровне. В 2023 году в Минпромторге оценивали долю российского вина на внут­реннем рынке в 55%. Однако кажется, что это не предел: многие эксперты считают, что потенциальный спрос огромен и наши виноделы пока просто не успевают его покрыть.

Стремительную динамику спроса отмечают в группе компаний Simple: в первом квартале 2024 года спрос на российские вина вырос на 47% в штуках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а популярность наших игристых вин – на 76%. В винотеках SimpleWine в первом полугодии 2024 года продажи отечественных вин впервые обогнали французские, поднявшись с третьего на второе место. В лидерах, правда, по-прежнему Италия.

Импорт теряет свои позиции в массмар­кете, однако в премиум-­сегменте продажи зарубежного алкоголя все еще высоки. Аналитики аудиторско-консалтинговой компании приводили такое соотношение продаж в торговых сетях по данным на 2023 год: почти весь объем (97,5%) проданных бутылок игристых вин и шампанского экономсегмента был произведен в России, однако в премиуме 76% оборота приходилось на итальянское вино. В тихих винах ситуация была аналогичной: в экономсегменте лидировала Россия (85%), в премиуме – зарубежные производители (89%). Вероятно, в сегменте дорогого вина в ближайшие годы и развернется настоящая конкуренция.

Как на этом заработать

Иметь собственный виноградник или винодельню в России – не только признак статуса, но и перспективный бизнес. По данным аналитиков Россельхозбанка, в среднем рентабельность отрасли по EBITDA составляет от 20 до 30%. Для сравнения: в масложировой отрасли, производстве мясных или молочных продуктов рентабельность лидеров – около 7–8%.

Один из самых известных частных инвесторов в вино – миллиардер, основатель «Магнита» Сергей Галицкий. Выкупив в 2016 году вместе со своим родственником и полным тезкой виноградник под Анапой, Галицкий реорганизовал хозяйство. Сегодня «Галицкий и Галицкий» – одно из самых известных винодельческих хозяйств Кубани, выбравшее своей миссией «премиальные терруарные вина». По данным «СПАРК-Интерфакс», за минувший год винодельня увеличила выручку в два раза по сравнению с 2022 годом, до 203 млн руб­лей, и получила чистую прибыль 78 млн руб­лей.

Еще один путь винного инвестора – покупка акций профильных компаний. В России на бирже представлены «Абрау-­Дюрсо» и Novabev Group (бывшая «Белуга Групп», помимо производства и дистрибуции крепкого алкоголя компания владеет винодельней «Поместье Голубицкое»). Если 31 октября 2019 года одна акция Novabev Group стоила 649 руб­лей, то в тот же день через 4 года – уже 5624 руб­ля.

Самым очевидным винным вложением могла бы быть «инвестиция в бутылку» – купить редкое коллекционное вино с большим потенциалом, а спустя годы перепродать его дороже. Однако на российском рынке такие возможности пока ограничены: перепродажа вина физическими лицами запрещена, поэтому после покупки у бутылки только одно будущее – штопор. А жаль: согласно отчету The Wealth Report 2024 компании Knight Frank, за десять лет инвестиционное вино подорожало на 146%.